План анализа стихотворения
*Текст переведено с украинского, поэтому 100% точность
орфографии моего русского языка не гарантирую;( *
- Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
- Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
- Художественные средства, с помощью которых
созданы эти образы:
- Композиция: размер, рифма, ритм.
- Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _'
ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _
хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
- Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
- Тропы - слова и обороты, которые употребляются
не в прямом, а в образном, переносном значении:
- эпитет - художественное определение;
- сравнение;
- аллегория - иносказательное изображение
абстрактного понятия/явления
через конкретные образы и предметы;
- ирония - скрытая насмешка;
- гипербола - художественное преувеличение;
- литота - художественное преуменьшение;
- олицетворение - например: куст,
который разговаривает, думает,
чувствует;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на
похожести/контрасте явлений, в котором слова "как",
"словно" - отсутствуют;
- паралеллизм.
- Стилистические фигуры:
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение -
повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва
заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении
с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное
предложение, в котором мысль высказана не полностью,
читатель додумывает ее сам.
- Поэтическая фонетика:
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- ассонанс - повторение гласных;
- анафора - едино начатие, повторение слова или
группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение
одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
- Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
- Образ лирического героя, авторское "Я".
- Литературное направление: романтизм, реализм,
сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм,
футуризм, модернизм и т.д.
- Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия
(посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви),
ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
План анализа прозы
- История создания.
- Сюжетные линии: выделить, пронумеровать
и назвать для каждой линии:
- ДЛ (действующие лица);
- события.
- Сюжетная схема (не все компоненты обязательно
будут присутствовать):
- экспозиция - условия и обстоятельства,
которые привели к возникновению конфликта;
- завязка - начало или проявление
и обострение конфликта;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка;
- эпилог.
- Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех
частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов,
лирических отступлений, картин, образов),
разворачивание действий и группирование и расстановка
персонажей;
- способы компоновки художественного мира: портрет,
пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
- способы изображения: рассказ, повествование, описание,
монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика,
ремарка, "поток сознания";
- точки зрения субъектов художественного произведения:
автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
- придерживается автор или нет причинно-следственной
зависимости.
- Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения
между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
- Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя:
мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура
обуславливают:
- выбор темы и ее раскрытие;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык;
- использование художественных средств (смотрите "План анализа
стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).
- Литературное направление:
сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический
(например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка
"Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм,
символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в
творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным
направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун),
авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм,
"театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст,
Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
- Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование
сюжетных событий.
- рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма:
в центре - 1 событие, вокруг
него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде,
описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения
(как правило, несколько страниц);
- новелла - малая эпическая форма:
в центре - 1 необычное событие,
неожиданный финал, лаконичность. Виды:
- новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон,
И. Бабель, Дж. Кольер;
- новелла "настроения" с психологическим сюжетом -
А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
- повесть - средняя эпическая форма:
1 сюжетная линия, история жизни 1 человека
в столкновениях с судьбами других людей,
охватывает относительно небольшой промежуток времени
из жизни героев;
- роман - большая эпическая форма:
несколько сюжетных линий, большой размер,
много действующих лиц, раскрывается история формирования
характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные
события. Роман - наиболее распространенная в XX веке
эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
- социально-бытовой - человек и социальная среда,
социально обусловленные формы бытия;
- морально-психологический - столкновения внутреннего
мира человека и мира внешнего;
- исторический - о событиях прошлого;
- философский - раскрытие главных проблем
человеческого бытия, создание целостной картины мира;
- роман-миф - создание символической модели существования
человека и человечества ("Сто лет одиночества"
Маркеса);
- роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю),
роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар),
роман-анекдот ("Жизнь и
необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович)
и т.д.
- эпопея - большое пространство действия,
большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения,
значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы
народа/государства (обязательно!).
на главную страницу