ЭДМУНД   БЁРК

"РАЗМЫШЛЕНИЯ О РЕВОЛЮЦИИ ВО ФРАНЦИИ и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию, в ПИСЬМЕ, предназначенном для парижского дворянина, написанном достопочтенным Эдмундом Бёрком"



  1. Дворянское Революционное Общество не является субъектом политики, который имеет право вступать в официальные отношения с правительством другого государства (Франции в данном случае), без согласия своего собственного.
    "...являясь гражданином независимого государства, связанным его публичной волей, я не позволил бы себе вступать в официальную переписку с правительством другого государства без согласия своего собственного".




  2. Обстоятельства (мимо которых с легкостью проходят некоторые господа) в действительности определяют достоинства и недостатки каждого политического решения.
    Именно обстоятельства делают некую общественную/политическую схему полезной или нет для человечества. Необходимо увидеть предмет во всех его связях, а не в единичности метафизической абстракции.
    • Оправдание злодейств и убийств, совершенных во имя общественного блага, скоро приведут к тому, что общественное благо станет предлогом, а злодейство и убийство целью.
    • Вот почему я воздержусь от поздравлений Франции с обретенной свободой, пока не буду знать, как новая ситуация отразилась на управлении страной; дисциплине в армии; на сборе и справедливом распределении доходов; на морали и религии.




  3. Опыт
    • Революция - это новая власть новых людей, у которых малый или вообще отсутствует опыт управления.
    • Принципы английской "Славной революции" 1688 года изложены в законодательном акте парламента - в "Декларации прав". В этом мудром документе, созданном крупными юристами и государственными деятелями, а не пылкими и неопытными энтузиастами, нет ни одного слова о всеобщем праве "выбирать наших представителей, низлагать их в случае дурного правления и самим создавать правительство".
      То есть результаты революции 1688 года - это не завоевания этой революции, а они закрепили все права, существовавшие в Англии ДО этого.
      *Учитывая то, что для французских Просветителей английское конституционное устройство было идеалом/образцом/эталоном политического устройства, Бёрк указывает, что Великая Французская революция не имеет ничего общего с природой английской Славной революции, так как последняя только подвела итог исторического развития английских политических институций. Поэтому невозможно доказать легитимность Французской революции по аналогии с английской.*
    • В Англии: "Все сделанные до сих пор преобразования производились на основе предыдущего опыта; и я надеюсь, даже уверен, что все, что будет сделано после нас, также будет строиться на предшествующих авторитетах и образцах".




  4. Распространение вредных теорий вредно, так как к ним привыкают и со временем могут обратить в практику.
    • Например: Распространители этой идеи (народный выбор - необходимое условие законного существования королевской власти) рассчитывают, что на нее станут смотреть сквозь пальцы до тех пор, пока она не будет обращена на королей Великобритании. К ней постепенно привыкнут. Затем политики будут ждать время, когда эту идею можно будет пустить в дело.
    • О Просветителях: они подготавливали общественное мнение, не имея возможности действовать сразу. Захватили литературную славу, весь мир отдавал им должное; за таланты им прощали ту опасную цель, которую они поставили перед собой.




  5. Дух новшеств присущ характерам эгоистическим, с ограниченными взглядами.
    • Mысли о создании нового правительства достаточно для того, чтобы вызвать у нас ужас и отвращение.
    • Французские революционеры убеждают: все, что постоянно - плохо, и поэтому ведут войну с государственными устоями. Они полагают, что любой государственный строй заинтересован в сиюминутной выгоде и не нуждается в устоях (т.е. руководствуясь принципом выгоды, мы руководствуемся сиюминутным, а дальше - эта сиюминутная выгода может обернуться плохо. (смотрите п.2. "Обстоятельства...")




  6. Соответствие природе
    • В соответствии с Kонституцией, выработанной по подобию законов природы, мы получаем, поддерживаем и передаем наше правительство и привилегии точно так же, как получаем и передаем нашу жизнь и имущество.
    • Cохранение всеобщей гармонии, которая в природе и обществе возникает через взаимную борьбу противоположных сил. Вы считаете эти противоположные конфликтующие интересы недостатком вашего прежнего и сегодняшнего политического устройства, в то время как они являются препятствием для всех поспешных решений. Тщательное обдумывание выбора оказывается не только возможным, но и необходимым; происходит полное изменение предмета компромисса, что, естественно, порождает умеренность; эта умеренность защищает от воспаленного зла, жестокости, непродуманности, неумелого реформаторства и делает неосуществимыми все усилия деспотической власти. Разнообразие интересов и позиций в данном случае полезно, ибо общая свобода тем лучше защищена, чем больше различных точек зрения. Пока монархия своим весом скрепляет все разрозненные части, им не грозит искажение, распад, сдвиг с предназначенных мест.
    • Сегодня кажется, что вы сбились с главного пути Природы. Во Франции власть больше не принадлежит собственности, в результате собственность разрушена, а разумной свободы не существует.




  7. Политическое участие
    • Выбор пути насилия и зла понятен, зная состав Национального собрания Франции. Обеспечить разумное и устойчивое руководство подобным собранием может только респектабельность его участников, которая определяется их общественным положением, владением недвижимостью, образованием и другими качествами, расширяющими кругозор. Когда высшая государственная власть оказывается в руках политического органа, составленного как Национальное собрание, то последствия неизбежны. Состав 3 сословия Национального Собрания - мелкие карьеристы - исходил из личных интересов, а не интересов страны.
      Их 1-я ошибка: не действовали в рамках существующей во Франции Конституции.
      Их 2-я ошибка: их деятельность не была связана ни законом, ни историческими традициями.
    • Привязанность к своему классу, любовь к маленькому клану, к которому ты принадлежишь - первый принцип, из которого произрастает общественное признание. Это первое звено в цепи, связывающей нас любовью к своей стране и человечеству. Только люди нечистоплотные могут изменить своему классу ради личных выгод (о французских дворянах, вставших на сторону революции).
    • Представительствовать в правительстве должны пропорционально люди, проявившие свои дарования и люди, имеющие собственность.
      Критерии отбора людей, входящих в систему власти:
      1. какими их создал Бог, природа;
      2. образование;
      3. жизненный уклад, общественное положение;
      4. Добродетель и мудрость - через выбор/отбор - так обеспечивается опыт и умение преодолевать трудности - отсеиваются худшие, т.к. система власти иерархична.
    • Во всех обществах, состоящих из разных категорий граждан, одна должна доминировать. Все поприща должны быть открыты для всех людей, но выбор необходим.
    • У вас член Национального собрания не выбирается народом и не отчитывается перед ним. Прежде чем попасть в собрание, он должен пройти три выборных кампании, в которых участвуют магистраты, и он оказывается представителем не народа, а государственных органов. Это меняет весь смысл выборов, нарушается связь между избирателем и его представителем в правительстве.




  8. Собственность
    • в гражданском обществе все люди имеют равные права, но не равное имущество.
    • Сегодня кажется, что вы сбились с главного пути Природы. Во Франции власть больше не принадлежит собственности, в результате собственность разрушена, а разумной свободы не существует.
    • Для французского Национального собрания собственность - ничто, так же как закон и обычаи. Я слышал, что Национальное собрание открыто отвергло право давности.
    • Закрепление собственности навечно за семьями - одна из наиболее ценных и значительных ее характеристик, это обеспечивает долговечность самого общества.
    • 1-е обязательство гражданского общества - охрана собственности граждан, а не удовлетворение требований кредиторов к государству. Правам граждан принадлежит приоритет. Состояние отдельных лиц, полученное по наследству или приобретенное в результате участия в прибылях какого-либо общества, не является гарантом для государственных кредиторов. Это бесчестно: под предлогом государственной пользы конфисковать публичное имущество или состояние отдельного гражданина (о конфискации революционерами имущества дворян-эмигрантов).




  9. История, обычаи, нравственность
    • Уважая своих праотцов, вы научитесь уважать себя. Вы перестанете рассматривать французов как нацию, которая пребывала в рабстве до 1789 года.
    • У революционеров разум заменил нравственность. Мы (англичане) боимся предоставить людям жить и действовать только своим собственным умом, так как подозреваем, что ум отдельного человека слаб и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации.
    • Самое лучшее - наши обычаи и цивилизация - в течение веков зависили от 2 принципов : дух рыцарства и религия. Основные их носители: дворянство и духовенство. Государство, опираясь на носителей, крепло и развивалось.
    • Целая нравственная система коренились в старом рыцарстве; сам принцип рыцарства внешне изменялся, ибо менялись условия; но он продолжал существовать вплоть до нашего времени. Рыцарство - благородная преданность рангу и полу (по поводу несчастной Марии-Антуанетты). Современные мужчины - софисты, экономисты и конторщики. От света разума - исчезло уважение, подобающее слабому полу, а убить короля, королеву, епископа или отца - воспринимается как обычное человекоубийство.
    • Во Франции утрачен дух страны: достоинство, чувство чести, благородная гордость. Любая власть, обесценившая нравы и обычаи, будет искать средства, чтобы удержаться - Ваши законодатели, новаторы во всем, первые основали республику на торгашеском духе, их республиканская система построена на торговле и спекуляции (возведение нестабильности в норму - вот недостаток)
    • Традиции сдерживают выскочек-индивидуалистов. Консерваторы - не за индивидуализм.
    • Бёрк против неуважения к родовым историческим корням - из-за геометрических департаментов/квадратов люди перестанут быть, как раньше, гасконцами, пикардийцами, бретонцами, но будут только французами. Реально это приведет к тому, что население отдельных районов скоро утратит чувство принадлежности к стране. Никто не будет испытывать привязанность к своему квадрату (по поводу нового административного деления страны).




  10. Религия
    • Религия - основа гражданского общества.
    • Церковь - фундамент государства.
    • Предрассудки полезны. Наша церковь - первый из наших предрассудков, но не глупый, а содержащий глубокую и всепроникающую мудрость. "Наше прекрасное образование практически полностью находится в руках церковников".
    • Все другие нации начинали создание нового правительства или реформирование старого с укрепления религии и церковных ритуалов. Во Франции же - наоборот, начали с их разрушения.
    • В своих доходах церковь не должна зависить от короля, граждан, военных. Доходы церкви, по мнению нашего народа, должны быть ее постоянным достоянием, так же как земля, на которой она стоит, и это будет предохранять ее от тех неожиданных колебаний, каким подвержены общественные фонды и ценные бумаги.




  11. Политическое развитие: модернизация - через принцип усовершенствования
    • Английское политическое устройство - результат наследования. Идея наследования обеспечивает верный принцип сохранения и передачи и не исключает принципа усовершенствования, сохраняя все ценное, что приобретается.
    • Вместо того, чтобы по корню разрушать старую систему Национальное собрание могло сохранять и реформировать - но это сложнее и требует ума, времени, они же делали то, перед деланием чего надо было подумать, так как не существует модели, доказавшей свою полезность.




  12. Свобода
    • Дух свободы, часто провоцирующий беспорядки и эксцессы, действуя как бы в присутствии канонизированных предков, умеряется благодаря глубокому уважению. Идея свободы, полученная людьми вместе с врожденным чувством достоинства, защищает поколения от неизбежной наглости выскочек. Все ваши софисты не могут предложить ничего лучшего для сохранения всеобщей гармонии, которая в природе и обществе возникает через взаимную борьбу противоположных сил.
    • Если бы вы не вычеркнули из памяти своих предков, сберегли их принципы, улучшив и приспособив к современной ситуации - показали бы всем, что: свобода совместима с законностью, и когда она не отвергает дисциплину, то и способствует ей.




  13. Стратификация общества
    • Законодатели прошлого: они понимали, что в обществе есть качественные разновидности людей, которые характеризуются в зависимости от их происхождения, образования, возраста, профессии, места проживания (в городе или деревне), от приобретения и закрепления собственности, от вида этой собственности. Они разделили граждан на сословия и придали им такое положение в государстве, при котором их обычаи и привычки способствовали бы исполнению ими присущих им функций; каждое сословие могло пользоваться своими привилегиями и иметь возможность защитить себя в случае конфликтов, неизбежных в каждом неоднородном обществе.
    • Во всех обществах, состоящих из разных категорий граждан, одна должна доминировать. Уравнители только искажают естественный порядок вещей.
    • Национальное собрание осмеливается - одним махом (а не в результате многовекового исторического развития) создать новую Конституцию для большого королевства и каждой его части, пригодную и для монарха и прихожанина самого захудалого прихода (т.е. Бёрк отрицает гражданское равноправие).
    • Общество - это действительно договор, но договор высшего порядка, не коммерчеcкий из практической выгоды или преходящих интересов, а между нынешним, прошлым и будущим поколениями.




  14. Бёрк рассматривает устройство исполнительной, законодательной власти, организацию армии в послереволюционной Франции
    • Свергнутое монархическое правительство Франции - погрязло в злоупотреблениях, что и должно было случиться при монархическом правлении, не контролируемом народными представителями, конституционным устройством. Я не склонен отрицать ошибки и несовершенства свергнутого правительства.
    • НО: наука управления, предназначенная для достижения практических целей, требует от человека опыта, он должен с осторожностью приступать к сносу общественного здания, которое в течение веков отвечало своему назначению, и с еще большей осторожностью - к возведению нового, особенно когда перед нами нет модели, доказавшей свою полезность.
    • Неспособность бороться с трудностями вынудили Национальное собрание во Франции начать осуществление своих планов с полного разрушения. Их главная цель - избежать трудностей. Столкновения с трудностями вынуждают нас рассматривать проблемы во всех взаимосвязях и не позволяют прибегать к поверхностным суждениям. Сохранять и одновременно реформировать - труднее.
    • Национальное собрание Франции поставило все законодательство, избирательную систему на основе трех принцов:
      1. территориальный принцип:
        они разделили территорию страны на 83 квадрата - департамента. Департаменты поделены на 1720 коммун, которые вновь делятся на еще меньшие части - кантоны, число которых - 6400.
      2. принцип народонаселения:
        Люди равны и должны обладать равными правами на участие в их правительстве. По предложенной схеме каждый человек имеет 1 голос и может прямым голосованием поддержать лицо, которое будет представлять его в органе законодательной власти. Но оказалось, что для избирателя и для избираемого существует избирательный ценз, выборы - трехступенчатые. Ассамблеи кантонов выбирают депутата в коммуну - 1 от каждых 200 жителей, обладающих избирательным цензом. Это первый посредник между избирателем и законодателем; никто не может быть избранным в коммуну, не заплатив сумму, равную десятидневному заработку. Далее коммуна выбирает депутатов в департамент; а депутаты департамента выбирают своих представителей в Национальное Собрание. Избирательный ценз: каждый желающий попасть в Национальное собрание должен платить прямой взнос = серебряной марке. Все эти цензовые барьеры не могут обеспечить независимость и противоречат правам человека.
      3. принцип гражданского взноса:
        условие взноса целиком основывается на собственности. Это полностью противоречит равенству людей.
    • Олигархия: власть в результате революции получили: буржуа и денежные воротилы, власть сконцентрировалась в городах. Помещики, мелкие землевладельцы и крестьяне ее не получили. Вторым цементирующим принципом для новых республик должна была стать концентрация высшей власти в Париже, и он тесно связан с другим способом объединения, с денежным обращением и конфискацией. Республики разъединены, так как села не захотят кормить города, а города не подчинятся Парижской республике.
    • Ваши законодатели забыли создать Сенат или аналогичное учреждение, к которому напрямую обращаются иностранные государства, которое занимает промежуточное положение между высшей властью, осуществляемой народом или делегированной им, и исполнительной.
    • Судебная власть не должна зависеть от государственной, а должна уравновешивать ее. Придуманные вами временные, местные суды - зависимы в своих действиях от исполнительной власти, несправедливы по отношению к чужакам, к гнусным богачам, к представителям разгромленных партий, к тем, кто поддерживал на выборах нежелательных кандидатов - они пристрастны.
    • Армия Франции: разрушен принцип повиновения - основа субординации. Солдаты не повинуются офицерам. При таком правительстве, как ваше, все в стране зависит от армии, так как вы усердно разрушили все мнения, предрассудки и, насколько вам это удалось, все инстинкты, которые служат поддержкой власти. На вопрос, что делать в случае неповиновения, у вас всегда есть ответ - ввести войска. Последний довод королей всегда первый в вашем Собрании. Собрание обучает разрушать все основы подчинения - в гражданском обществе и в армии, - и при этом оно рассчитывает, что ему удастся удержать в повиновении анархический народ с помощью анархической армии.
на главную страницу
Hosted by uCoz