ЭДМУНД БЁРК
"РАЗМЫШЛЕНИЯ О РЕВОЛЮЦИИ ВО ФРАНЦИИ
и заседаниях некоторых обществ в Лондоне,
относящихся к этому событию, в ПИСЬМЕ,
предназначенном для парижского дворянина,
написанном достопочтенным Эдмундом Бёрком"
- Дворянское Революционное Общество
не является субъектом политики, который имеет право
вступать в официальные отношения с правительством
другого государства (Франции в данном случае),
без согласия своего собственного.
"...являясь гражданином независимого государства,
связанным его публичной волей, я не позволил бы себе
вступать в официальную переписку с правительством
другого государства без согласия своего собственного".
- Обстоятельства (мимо которых с легкостью
проходят некоторые господа) в действительности
определяют достоинства и недостатки каждого
политического решения.
Именно обстоятельства делают некую
общественную/политическую схему полезной или нет
для человечества. Необходимо увидеть предмет
во всех его связях, а не в единичности
метафизической абстракции.
- Оправдание злодейств и убийств, совершенных во имя
общественного блага, скоро приведут к тому, что
общественное благо станет предлогом, а злодейство
и убийство целью.
- Вот почему я воздержусь от поздравлений Франции
с обретенной свободой, пока не буду знать,
как новая ситуация отразилась на управлении страной;
дисциплине в армии; на сборе и справедливом
распределении доходов; на морали и религии.
- Опыт
- Революция - это новая власть новых людей, у которых
малый или вообще отсутствует опыт управления.
- Принципы английской "Славной революции" 1688 года
изложены в законодательном акте парламента -
в "Декларации прав". В этом мудром документе,
созданном крупными юристами и государственными деятелями,
а не пылкими и неопытными энтузиастами, нет ни одного
слова о всеобщем праве "выбирать наших представителей,
низлагать их в случае дурного правления
и самим создавать правительство".
То есть результаты революции 1688 года -
это не завоевания этой революции, а они закрепили
все права, существовавшие в Англии ДО этого.
*Учитывая то, что для французских Просветителей
английское конституционное устройство было
идеалом/образцом/эталоном политического устройства,
Бёрк указывает, что Великая Французская революция
не имеет ничего общего с природой английской Славной
революции, так как последняя только подвела итог
исторического развития английских политических
институций. Поэтому невозможно доказать легитимность
Французской революции по аналогии с английской.*
- В Англии: "Все сделанные до сих пор
преобразования производились на основе
предыдущего опыта; и я надеюсь, даже уверен,
что все, что будет сделано после нас, также будет строиться
на предшествующих авторитетах и образцах".
- Распространение вредных теорий вредно,
так как к ним привыкают и со временем могут обратить
в практику.
- Например: Распространители этой идеи (народный выбор -
необходимое условие законного существования королевской
власти) рассчитывают, что на нее станут смотреть
сквозь пальцы до тех пор, пока она не будет обращена
на королей Великобритании. К ней постепенно привыкнут.
Затем политики будут ждать время, когда эту идею
можно будет пустить в дело.
- О Просветителях: они подготавливали
общественное мнение, не имея возможности
действовать сразу. Захватили литературную славу,
весь мир отдавал им должное; за таланты им прощали
ту опасную цель, которую они поставили перед собой.
- Дух новшеств присущ характерам эгоистическим,
с ограниченными взглядами.
- Mысли о создании нового правительства достаточно
для того, чтобы вызвать у нас ужас и отвращение.
- Французские революционеры убеждают:
все, что постоянно - плохо,
и поэтому ведут войну с государственными устоями.
Они полагают, что любой государственный строй
заинтересован в сиюминутной выгоде и не нуждается
в устоях (т.е. руководствуясь принципом выгоды,
мы руководствуемся сиюминутным, а дальше - эта
сиюминутная выгода может обернуться плохо.
(смотрите п.2. "Обстоятельства...")
- Соответствие природе
- В соответствии с Kонституцией, выработанной
по подобию законов природы, мы получаем,
поддерживаем и передаем наше правительство
и привилегии точно так же, как получаем и передаем
нашу жизнь и имущество.
- Cохранение всеобщей гармонии, которая
в природе и обществе возникает через взаимную
борьбу противоположных сил. Вы считаете эти
противоположные конфликтующие интересы недостатком
вашего прежнего и сегодняшнего политического устройства,
в то время как они являются препятствием для всех
поспешных решений. Тщательное обдумывание выбора
оказывается не только возможным, но и необходимым;
происходит полное изменение предмета компромисса,
что, естественно, порождает умеренность;
эта умеренность защищает от воспаленного зла,
жестокости, непродуманности, неумелого реформаторства
и делает неосуществимыми все усилия деспотической
власти. Разнообразие интересов и позиций в данном
случае полезно, ибо общая свобода тем лучше защищена,
чем больше различных точек зрения.
Пока монархия своим весом скрепляет все разрозненные
части, им не грозит искажение, распад,
сдвиг с предназначенных мест.
- Сегодня кажется, что вы сбились с главного пути
Природы. Во Франции власть больше не принадлежит
собственности, в результате собственность разрушена,
а разумной свободы не существует.
- Политическое участие
- Выбор пути насилия и зла понятен,
зная состав Национального собрания Франции.
Обеспечить разумное и устойчивое руководство
подобным собранием может только
респектабельность его участников,
которая определяется их общественным положением,
владением недвижимостью, образованием и другими
качествами, расширяющими кругозор. Когда высшая
государственная власть оказывается в руках политического
органа, составленного как Национальное собрание,
то последствия неизбежны.
Состав 3 сословия Национального Собрания -
мелкие карьеристы -
исходил из личных интересов, а не интересов страны.
Их 1-я ошибка: не действовали в рамках существующей
во Франции Конституции.
Их 2-я ошибка: их деятельность не была связана
ни законом, ни историческими традициями.
- Привязанность к своему классу, любовь
к маленькому клану, к которому ты принадлежишь -
первый принцип, из которого произрастает
общественное признание. Это первое звено в цепи,
связывающей нас любовью к своей стране и человечеству.
Только люди нечистоплотные могут изменить своему
классу ради личных выгод (о французских дворянах,
вставших на сторону революции).
- Представительствовать в правительстве должны
пропорционально люди, проявившие свои дарования и люди,
имеющие собственность.
Критерии отбора людей, входящих в систему власти:
- какими их создал Бог, природа;
- образование;
- жизненный уклад, общественное положение;
- Добродетель и мудрость - через выбор/отбор -
так обеспечивается опыт и умение преодолевать
трудности - отсеиваются худшие,
т.к. система власти иерархична.
- Во всех обществах, состоящих из разных категорий
граждан, одна должна доминировать. Все поприща
должны быть открыты для всех людей, но выбор необходим.
- У вас член Национального собрания не выбирается
народом и не отчитывается перед ним. Прежде чем
попасть в собрание, он должен пройти три выборных
кампании, в которых участвуют магистраты, и он
оказывается представителем не народа,
а государственных органов. Это меняет весь смысл выборов,
нарушается связь между избирателем и его представителем
в правительстве.
- Собственность
- в гражданском обществе все люди имеют равные
права, но не равное имущество.
- Сегодня кажется, что вы сбились с главного
пути Природы. Во Франции власть больше не принадлежит
собственности, в результате собственность разрушена,
а разумной свободы не существует.
- Для французского Национального собрания
собственность - ничто, так же как закон и обычаи.
Я слышал, что Национальное собрание открыто
отвергло право давности.
- Закрепление собственности навечно за семьями -
одна из наиболее ценных и значительных ее характеристик,
это обеспечивает долговечность самого общества.
- 1-е обязательство гражданского общества -
охрана собственности граждан, а не удовлетворение
требований кредиторов к государству. Правам граждан
принадлежит приоритет. Состояние отдельных лиц,
полученное по наследству или приобретенное в результате
участия в прибылях какого-либо общества,
не является гарантом для государственных кредиторов.
Это бесчестно: под предлогом государственной
пользы конфисковать публичное имущество или
состояние отдельного гражданина (о конфискации
революционерами имущества дворян-эмигрантов).
- История, обычаи, нравственность
- Уважая своих праотцов, вы научитесь уважать себя.
Вы перестанете рассматривать французов как нацию, которая
пребывала в рабстве до 1789 года.
- У революционеров разум заменил нравственность.
Мы (англичане) боимся предоставить людям жить
и действовать только своим собственным умом,
так как подозреваем, что ум отдельного человека слаб
и индивидууму лучше черпать из общего фонда,
хранящего веками приобретенную мудрость нации.
- Самое лучшее - наши обычаи и цивилизация -
в течение веков зависили от 2 принципов :
дух рыцарства и религия. Основные их носители:
дворянство и духовенство. Государство, опираясь на носителей,
крепло и развивалось.
- Целая нравственная система коренились
в старом рыцарстве; сам принцип рыцарства внешне изменялся,
ибо менялись условия; но он продолжал существовать
вплоть до нашего времени. Рыцарство - благородная
преданность рангу и полу (по поводу несчастной
Марии-Антуанетты). Современные мужчины - софисты,
экономисты и конторщики. От света разума - исчезло
уважение, подобающее слабому полу, а убить короля,
королеву, епископа или отца - воспринимается как
обычное человекоубийство.
- Во Франции утрачен дух страны: достоинство, чувство чести,
благородная гордость. Любая власть, обесценившая
нравы и обычаи, будет искать средства, чтобы удержаться -
Ваши законодатели, новаторы во всем, первые основали
республику на торгашеском духе, их республиканская
система построена на торговле и спекуляции (возведение
нестабильности в норму - вот недостаток)
- Традиции сдерживают выскочек-индивидуалистов.
Консерваторы - не за индивидуализм.
- Бёрк против неуважения к родовым историческим корням -
из-за геометрических департаментов/квадратов люди перестанут
быть, как раньше, гасконцами, пикардийцами, бретонцами,
но будут только французами. Реально это приведет к тому,
что население отдельных районов скоро утратит чувство
принадлежности к стране. Никто не будет испытывать
привязанность к своему квадрату (по поводу нового
административного деления страны).
- Религия
- Религия - основа гражданского общества.
- Церковь - фундамент государства.
- Предрассудки полезны. Наша церковь - первый из наших
предрассудков, но не глупый, а содержащий
глубокую и всепроникающую мудрость.
"Наше прекрасное образование практически полностью
находится в руках церковников".
- Все другие нации начинали создание нового правительства
или реформирование старого с укрепления религии
и церковных ритуалов. Во Франции же - наоборот,
начали с их разрушения.
- В своих доходах церковь не должна зависить
от короля, граждан, военных. Доходы церкви,
по мнению нашего народа, должны быть
ее постоянным достоянием, так же как земля,
на которой она стоит, и это будет предохранять
ее от тех неожиданных колебаний, каким подвержены
общественные фонды и ценные бумаги.
- Политическое развитие: модернизация - через
принцип усовершенствования
- Английское политическое устройство - результат наследования.
Идея наследования обеспечивает верный принцип сохранения
и передачи и не исключает принципа усовершенствования,
сохраняя все ценное, что приобретается.
- Вместо того, чтобы по корню разрушать
старую систему Национальное собрание могло
сохранять и реформировать -
но это сложнее и требует ума, времени, они же делали то,
перед деланием чего надо было подумать, так как
не существует модели, доказавшей свою полезность.
- Свобода
- Дух свободы, часто провоцирующий
беспорядки и эксцессы, действуя как бы
в присутствии канонизированных предков,
умеряется благодаря глубокому уважению.
Идея свободы, полученная людьми вместе
с врожденным чувством достоинства,
защищает поколения от неизбежной наглости выскочек.
Все ваши софисты не могут предложить ничего
лучшего для сохранения всеобщей гармонии,
которая в природе и обществе возникает
через взаимную борьбу противоположных сил.
- Если бы вы не вычеркнули из памяти своих предков,
сберегли их принципы, улучшив и приспособив
к современной ситуации - показали бы всем,
что: свобода совместима с законностью,
и когда она не отвергает дисциплину, то и способствует ей.
- Стратификация общества
- Законодатели прошлого: они понимали, что
в обществе есть качественные разновидности людей,
которые характеризуются в зависимости
от их происхождения, образования, возраста,
профессии, места проживания (в городе или деревне),
от приобретения и закрепления собственности,
от вида этой собственности. Они разделили граждан
на сословия и придали им такое положение в государстве,
при котором их обычаи и привычки способствовали
бы исполнению ими присущих им функций;
каждое сословие могло пользоваться своими привилегиями
и иметь возможность защитить себя в случае конфликтов,
неизбежных в каждом неоднородном обществе.
- Во всех обществах, состоящих из разных
категорий граждан, одна должна доминировать.
Уравнители только искажают естественный порядок вещей.
- Национальное собрание осмеливается - одним махом
(а не в результате многовекового исторического развития)
создать новую Конституцию для большого королевства
и каждой его части, пригодную и для монарха
и прихожанина самого захудалого прихода
(т.е. Бёрк отрицает гражданское равноправие).
- Общество - это действительно договор,
но договор высшего порядка, не коммерчеcкий
из практической выгоды или преходящих интересов,
а между нынешним, прошлым и будущим поколениями.
- Бёрк рассматривает устройство
исполнительной, законодательной власти, организацию армии
в послереволюционной Франции
- Свергнутое монархическое правительство Франции -
погрязло в злоупотреблениях,
что и должно было случиться при монархическом правлении,
не контролируемом народными представителями,
конституционным устройством. Я не склонен
отрицать ошибки и несовершенства свергнутого правительства.
- НО: наука управления, предназначенная для достижения
практических целей, требует от человека опыта,
он должен с осторожностью приступать к сносу
общественного здания, которое в течение веков
отвечало своему назначению, и с еще большей
осторожностью - к возведению нового,
особенно когда перед нами нет модели,
доказавшей свою полезность.
- Неспособность бороться с трудностями вынудили
Национальное собрание во Франции начать осуществление
своих планов с полного разрушения. Их главная цель -
избежать трудностей.
Столкновения с трудностями вынуждают нас рассматривать
проблемы во всех взаимосвязях и не позволяют прибегать
к поверхностным суждениям. Сохранять и одновременно
реформировать - труднее.
- Национальное собрание Франции поставило
все законодательство, избирательную систему
на основе трех принцов:
- территориальный принцип:
они разделили территорию страны на 83 квадрата -
департамента. Департаменты поделены на 1720 коммун,
которые вновь делятся на еще меньшие части - кантоны,
число которых - 6400.
- принцип народонаселения:
Люди равны и должны обладать
равными правами на участие в их правительстве.
По предложенной схеме каждый человек имеет 1 голос
и может прямым голосованием поддержать лицо,
которое будет представлять его в органе
законодательной власти. Но оказалось,
что для избирателя и для избираемого
существует избирательный ценз, выборы - трехступенчатые.
Ассамблеи кантонов выбирают депутата в коммуну -
1 от каждых 200 жителей, обладающих избирательным
цензом. Это первый посредник между избирателем
и законодателем; никто не может быть избранным
в коммуну, не заплатив сумму,
равную десятидневному заработку.
Далее коммуна выбирает депутатов в департамент;
а депутаты департамента выбирают своих представителей
в Национальное Собрание. Избирательный ценз:
каждый желающий попасть в Национальное собрание
должен платить прямой взнос =
серебряной марке. Все эти цензовые барьеры
не могут обеспечить независимость
и противоречат правам человека.
- принцип гражданского взноса:
условие взноса целиком основывается на собственности.
Это полностью противоречит равенству людей.
- Олигархия: власть в результате революции получили:
буржуа и денежные воротилы, власть сконцентрировалась
в городах. Помещики, мелкие землевладельцы
и крестьяне ее не получили.
Вторым цементирующим принципом для новых республик
должна была стать концентрация высшей власти в Париже,
и он тесно связан с другим способом объединения,
с денежным обращением и конфискацией.
Республики разъединены, так как села не захотят
кормить города,
а города не подчинятся Парижской республике.
- Ваши законодатели забыли создать Сенат или
аналогичное учреждение, к которому напрямую
обращаются иностранные государства,
которое занимает промежуточное положение
между высшей властью, осуществляемой народом
или делегированной им, и исполнительной.
- Судебная власть не должна зависеть от
государственной, а должна уравновешивать ее.
Придуманные вами временные, местные суды -
зависимы в своих действиях от исполнительной власти,
несправедливы по отношению к чужакам,
к гнусным богачам, к представителям
разгромленных партий, к тем, кто поддерживал
на выборах нежелательных кандидатов - они пристрастны.
- Армия Франции: разрушен принцип повиновения -
основа субординации. Солдаты не повинуются офицерам.
При таком правительстве,
как ваше, все в стране зависит от армии,
так как вы усердно разрушили все мнения,
предрассудки и, насколько вам это удалось,
все инстинкты, которые служат поддержкой власти.
На вопрос, что делать в случае неповиновения,
у вас всегда есть ответ - ввести войска.
Последний довод королей всегда первый
в вашем Собрании. Собрание обучает разрушать
все основы подчинения - в гражданском обществе
и в армии, - и при этом оно рассчитывает,
что ему удастся удержать в повиновении
анархический народ с помощью анархической армии.
на главную страницу