ФРАНСУА РЕНЕ де   ШАТОБРИАН, "Замогильные записки"

  1. Чем начинаются "Замогильные записки": Шатобриан сокрушается , что "пришлось из-за нужды заложить собственную могилу" - т.е. продать эти свои записки, с условием их опубликования только после его смерти. Люди, купившие право на опубликование, должны были содержать Шатобриана до его смерти.
    Чем заканчиваются "Замогильные записки": последние главы: "Повторный взгляд на мою жизнь", "Краткое исчисление перемен, произошедших на земном шаре в течение моей жизни".



  2. Консервативные ценности
    • "Всё обретаем мы в волшебных грезах, которые навевает на нас звук родного колокола: веру, семью, родину, колыбель и могилу, прошлое и будущее".
    • "...чтить законы, веру и могилы предков".
    • "Если бы я еще был подвержен безумию верить в счастье, то искал бы это счастье в привычке".



  3. Память: утратив воспоминания, наше существование свелось бы к череде мгновений, уплывающих от нас без возврата, мы лишились бы прошлого. Горе нам! Наша жизнь так бесцельна, что является всего лишь отголоском нашей памяти.

    "Что же такое человек, если память о нем так скоро исчезает?"




  4. Честь:
    • "...хранит от порчи среди всеобщей распущенности, возрождающее начало. Во всякую пору моей жизни я согласился бы на любую пытку, лишь бы не краснеть от стыда перед живым существом". После того как в детстве Шатобриана должны были наказать поркой (все-таки не наказали) - "Так завершился мой первый бой в защиту чести, которая стала кумиром моей жизни и которой я столько раз приносил в жертву покой, радости, состояние".
      *Перечитайте последнюю фразу. Если даже не верится - он действительно поступал так! Вот и пришлось заложить собственную могилу...*
    • "Накануне решающих событий моей жизни я всегда сразу понимал, чего мне следует избегать - мною двигало чувство чести"



  5. Жизненная философия:
    • Самое большое несчастье после нашего появления на свет - дать жизнь другому человеку.
    • Мы всю жизнь бродим вокруг своей могилы. Но, человек, покушающийся на свою жизнь, выказывает природный изъян.
    • "Мы только и делаем, что оплакиваем несчастья, которые предчувствуем, либо те, которые вспоминаем".
    • "Всякий человек заключает в себе особый мир, чуждый общим законам и судьбам веков".
    • Быстро и часто меняются наше бытие и мечты. Время, когда у нас не было ничего из того, что есть сейчас, всегда сменяется временем, когда у нас не остается ничего из того, что было прежде. Человек не живет одной и той же жизнью, у него их несколько, он переходит из одной в другую. Шатобриан был путешественником, солдатом, эмигрантом, сочинителем, политиком.
    • Аналогия человеческой жизни:
      О моряках: "...в пути от покинутого мира к миру искомому у людей не остается иной любви и иной родины, кроме стихии. Отсутствие земли сообщает им независимость". Корабль - символ неприкрепленности, легкости, непостоянства судьбы. Корабль противоположен деревьям, которые Шатобриан сажал у себя возле домика в Ольмэ. "...на океанской дороге нет ни деревьев, ни городов, ни сел, ни башен, ни колоколен, ни могил".



  6. Шатобриан - политический деятель:
    • "Я защищал свободу французов, ибо она - залог долговечности законной монархии".
    • Делит себя на человека общественного (непоколебим) и человека частного (покладист).
    • "...неприязнь моя к абсолютной монархии". Шатобриан - за законную монархию, но конституционную.
    • "На всех своих поприщах я никогда не руководствовался предрассудками, не действовал из корысти и всегда поступал по своему усмотрению". В политике человек должен опираться не на обстоятельства, а на убеждения.
    • "Будучи республиканцем, я служу монархии, будучи философом, чту религию. Поступки мои принадлежат прошлому, мысли - будущему".
    • Я мечтал о Хартии, основывающейся на религии и морали.
    • Ценности Шатобриана-политика: индивидуальная свобода и свобода печати. "Лишь древний монархический род способен выдержать свободу печати".



  7. О знаменитых современниках:
    *Шатобриан коллекционировал знакомства со знаменитостями*
    • Никола Шамфор - страдал тем же недугом, что и якобинцы - он не мог простить человечеству своего незаконного происхождения.
    • Сравнил Наполеона Бонапарта и Вашингтона (встречался с ним однажды в молодости когда недолго жил в Америке). Наполеона волнует только собственная слава, Вашингтон - держит в руках не собственную свободу, а своего народа. Сравните результаты! "Республика Вашингтона живет, империя Наполеона рухнула. Вашингтон и Наполеон Бонапарт вышли из лона демократии: оба дети свободы, но первый остался ей верен, второй же ее предал".
    • Наполеон - хороший полководец, законодатель, администратор, военный гений, но не совершенен как политик - разрушая, не создавал с фундаментом.
    • О Наполеоне. Властитель может быть как угодно могуществен и талантлив, но я никогда не соглашусь повиноваться ему, если одним своим словом он может лишить меня независимости, домашнего очага, друзей. но не денег и чести - деньги недостойны, чтобы за них бороться, а на честь тирания посягнуть не в силах.
    • Наполеон погубил наше будущее: приучил общество к безвольному подчинению, развратил нравственность.
    • Мир принадлежит Наполеону, что не захватил он, после смерти захватила его слава. А деспотическая власть памяти даже сильнее.
    • Падение Наполеона Бонапарта - вечное напоминание о том, что все, оскорбляющее достоинство человека, несет с собою гибель.



  8. США:
    • Угрозы равенству: кастовость (происхождение, старинный род) и огромная разница стостояний.
    • Прочное общество им не суждено: никто не склонен к оседлости и всеми владеет страсть к перемене мест, дух предпринимательства, а в стране где все жители беспрестанно кочуют, ни у кого не бывает надежного домашнего очага.



  9. Христианская католическая вера:
    • жертвы революции спасались верой - как потерпевшие кораблекрушение цепляются за скалу.
    • "Гений христианства"(трактат Шатобриана во славу католической веры) vs учение просветителей. "Отныне, выберая между верой и неверием, юные умы перестанут принимать атеизм и материализм за исходную точку - идея Бога и бессмертия души снова обрела власть над людьми". При этом "Гений христианства" исцелил их от суеверия, способствовал перемене образа мыслей, царящих в обществе.
    • Ситуация после Великой французской революции - проводит аналогию с падением Римской империи - тогда христианство послужило переходным мостом из римской империи в Средние Века. Религия, священники "существуют между двумя мирами, дабы связать их, дабы облегчить последние минуты умирающего общества и поддержать первые шаги общества, находящегося в колыбели".



  10. О своей отставке в 1803 году после убийства герцога Энгиенского:
    *после раскрытия заговора против Наполеона французский военный трибунал расстрелял герцога Энгиенского - принца Бурбонского дома, мирно жившего в Баденском герцогстве и о заговоре, разумеется, не помышлявшего. Шатобриан, на тот момент имеющий хороший пост в наполеоновской Франции, посчитал, что убивать без вины и следствия особ древней королевской крови - бесчестно, и сразу же подал в отставку*
    "Разве много мудрости в том, чтобы не видеть ничего вокруг, оставаться чуждым ходу времени, развитию идей, перемене нравов, прогрессу общества?".



  11. Реставрация Бурбонов:
    • Непоколебимая вера Людовика XVIII в свое происхождение - вот та сила, что возвратила ему скипетр. Монархи всей Европы подчиняются его древности рода.
    • "Боюсь как бы Реставрация не погубила себя такими идеями: страсть к прошлому, страсть, с которой я неустанно борюсь. В политике невозможно стоять на месте, приходится идти вперед вместе с человеческим разумом. Отдадим должное величию времени, но к прошлому нет возврата, мы ушли далеко вперед".
    • Ошибка власти начала Реставрации - солдат Наполеона следовало распустить по домам, оставив почести, пенсии только офицерам, генералам, маршалам, тогда законной монархии не противостояли бы солдаты империи во время Ста дней Наполеона. А солдаты позже вступили бы во вновь созданную армию.
    • "Взятие Бастилии открыло новую эру, в которой целому народу суждено было переменить нравы, идеи, политическую власть и даже человеческую природу.
      Законная монархия, проведшая 23 года вдали от своего народа, пребывала на том же месте и в том же положении, где ее оставила революция, народ же успел уйти далеко вперед в простарнстве и во времени. Религия, идеи, интересы, язык, земля и небо - все разделяло короля и народ".
    • У Реставрации было одно важное преимущество перед революцией 1830 года: она положила конец эпохе, когда чувством собственного достоинства обладал во Франции один человек, французы вспомнили, что достоинство есть у каждого из них.
    • Время лишило нашу монархию всех прикрас. Пора вымыслов в политике прошла; ныне правительству, зиждущемуся на поклонении, обожании, тайне, не удержаться у власти: каждый знает свои права, свершается лишь то, что внятно разуму, все, вплоть до милостей, последней иллюзии абсолютной монархии, взвешивается и оценивается рассудком.
    • "Люди, стоящие во главе нашего государства, так же чужды европейскому порядку вещей, как если бы они принадлежали к недавно открытым племенам Центральной Африки".



  12. Неравенство: "Может ли существовать политическое государство, где одни люди имеют милионные доходы, а другие умирают с голоду, если религия, объясняющая эту жертву надеждами на загробную жизнь, покинула его? Получая образование, низшие сословия познают рану, подтачивающую безбожный общественный порядок. Слишком большое несоответствие условий жизни и величины состояний было терпимо лишь потому, что было скрытым, но только несоответствие стало явным - общество получило смертельный удар".



  13. Власть общественного мнения:
    • Всюду, где действия правительства подлежат свободному обсуждению, человек, могущий навлечь на себя упреки в бесчестии, не вправе стоять у кормила власти. Подобный министр рискует услышать о себе то, что вынудит его подать в отставку. К услугам людей типа Фуше можно прибегать только на глазах немых политиков Законодательного корпуса Наполеона Бонапарта.
    • Привселюдное назначение Фуше - насилие над общественным мнением. Отныне мы не в праве удалить ни кого, кого же можно изгнать, оставив Фуше?
    • Долгая жизнь суждена тайным обществам, что готовят не заговоры, а революции: прежде чем переменить людей и обстоятельства, они стремятся изменить доктрины, идеи и нравы, они действуют медленно, но верно: это власть общественного мнения.



  14. Политика Фуше при Наполеоне и Людовике XVIII - распространение неуверенности в обществе, ложные слухи, выдуманные опасности, эта политика несовместима с конституционной монархией.



  15. "В конце концов, существует ли сегодня в мире такая вещь, ради которой стоит вылезать из постели?"



  16. Прогресс общества:
    • Если общество по-прежнему будет меняться, если разум народа будет совершенствоваться, а средние классы - непрерывно пополнять свое образование, нации уравняет общая свобода, общество не должно останавливаться в своем развитии.
    • При нынешнем состоянии общества восстановление средневековья невозможно: мы произведем старье.
    • Возродите, если сумеете, аристократические вымыслы, убедите бедняка, сделавшегося таким же образованным, как и вы, научившегося читать и переставшего верить в Бога.
    • Время лишило нашу монархию всех прикрас. Пора вымыслов в политике прошла; ныне правительству, зиждущемуся на поклонении, обожании, тайне, не удержаться у власти: каждый знает свои права, свершается лишь то, что внятно разуму, все, вплоть до милостей, последней иллюзии абсолютной монархии, взвешивается и оценивается рассудком.



  17. Деньги - источник свободы.



  18. Законы не властны над человеческой природой, поврежденной в своей основе. Молодая Европа - между невозможностью прошлого и невозможностью будущего. Нашествие варваров сменилось нашествием идей. Современная разложившаяся цивлизация гибнет по своей вине.



  19. Шатобриан не признает власть правительства, не основанного ни на старом праве наследования, ни на выборе нации. Здесь разница между политическим строем и общественным строем (последний основан на естественном праве и Шатобриан ему подчиняется, в отличие от политического, который может быть незаконным). Если бы Шатобриана обвинили в краже, убийстве - преступлении против общества, он бы подчинился закону, но власть 1830 года - незаконна, соответственно, его пребывание в тюрьме по воле этой власти - также незаконно.



  20. Главное - делать то, что делаешь, вовремя, на свете существует сила людей и сила вещей, когда они противостоят друг другу ни один замысел не осуществляется.



  21. Технический прогресс:
    • Пар, соединившись с телеграфом и железными дорогами, уничтожит расстояния, будет перевозить товары и идеи, налоговые и троговые преграды между разными государствами будут разрушены.
    • Хотя и происходит машинизация производства, но человек будет трудиться всегда, так как только труд - залог свободы.
    • Улучшается материальное благосостояние, происходит духовное развитие. Народы хиреют. В чем причина? В упадке нравственности. Нравственное чувство не растет сообразно развитию ума. Это причина прогресса индивида и оскудения общества.
    • Приобретая всеобщие чувства люди теряют частные: домашний очаг и т.д. (смотрите п.2. консервативные ценности).
    • Изменилось пространство жизни: вместо клочка земли - весь мир.
    • В жизни города все преходяще, вера и нравственность отринуты или понимаются всяким по-своему.



  22. Собственность - это свобода. Без личной собственности нет свободы, нет независимости. Неприкосновенная наследственная собственность - единственная защита нашей личности. Полное равенство предполагает полное подчинение. Шатобриан против абсолютного равенства: это будет рабство тела и души, воля ваша подчинится всеобщему контролю, способности - придут в упадок.
на главную страницу
Hosted by uCoz