ВИКТОР   ФРАНКЛ,
"Человек в поисках смысла"

    В. Франкл разрабатывает 3 основные учения:

  1. Учение о стремлении к смыслу: стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям. Для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума: необходимым условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с 1-й стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны.

    Основной тезис учения: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию, если это стремление остается нереализованным.




  2. Учение о смысле жизни: Франкл обобщил возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:
    • с помощью того, что мы даем жизни (наша творческая работа). Это ценности творчества;
    • с помощью того, что мы берем от мира (переживания). Это ценности переживания;
    • посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Это ценности отношения.

    Основной тезис учения: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден.



  3. Учение о свободе воли: человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности, к факторам и обстоятельствам внешней среды.
    • свобода по отношению к влечениям - в вашем выборе - принять или отвергнуть их.
    • аналогично, детерминация человеческого поведения ценностями или моральными нормами - человек позволяет себе или не позволяет быть ими детерминированным.
    • свобода по отношению к наследственности - отношение к ней как к материалу.

    Основной тезис учения: Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам не беспредельна, а выражается в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию.



  4. Причины, порождающие экзистенциальный вакуум: в отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличии от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, что и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).



  5. Самотрансценденция как феномен человека: человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. По сути, человек может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания.



  6. Самоактуализация: не есть конечное предназначение человека. Подобно счастью, самоактуализация - лишь результат, следствие осуществления смысла. Только в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя. Человек теряет смысл своей самоактуализации, если он стремится к ней.



  7. Счастье: всегда одно и то же, вне зависимости от его оснований. Если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход осуществлению смысла, в частности, с помощью химических препаратов.



  8. Нахождение смысла: смысл нельзя дать, его нужно найти. Процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта, но отличает его следующее: в отличие от восприятия просто фигуры, которая бросается нам в глаза на "фоне", при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. Эта возможность - преходяща. Если она уже осуществлена, если смысл реализован, то это уже раз и навсегда.



  9. Для каждого существует свой особый смысл: конкретный смысл в конкретной ситуации, "требование момента", адресованное конкретному человеку. Нахождение смысла не зависит от характера человека и от среды.



  10. Напряжение: не является чем-то, чего нужно безусловно избегать. Прежде всего человеку нужно то напряжение, которое создается его направленностью.



  11. Совесть направляет человека в поисках смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в каждой ситуации. Одному человеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести. В наш век распространяющегося чувства смыслоутраты, воспитание должно оттачивать совесть - иммунитет против конформизма и тоталитаризма (которые есть следствия экзистенциального вакуума). Только совесть дает человеку способность сопротивляться, не поддаваться конформизму и не склоняться перед тоталитаризмом.



  12. Ответственность:
    • воспитание становится воспитанием ответственности. А быть ответственным - это означает быть селективным, быть избирательным в обществе СМИ. Мы должны научиться различать, что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что - нет;
    • как объединить дело и свободу? Через ответственность. Свобода, лишенная ответственности - произвол.



  13. В жизни не существует ситуаций, которые были бы реально лишены смысла: логотерапевт не может указать больному, в чем заключается смысл, но он утверждает: жизнь имеет смысл и сохраняет этот смысл в любых условиях и при любых обстоятельствах благодаря возможности найти смысл даже в страдании. Даже трагическая триада: страдание, вина и смерть могут быть преобразованы в нечто позитивное.



  14. Страдание - речь идет о ситуациях, которые нельзя устранить, нельзя избежать, нельзя изменить. Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим.




  15. "Плюрализм науки и единство человека"



  16. Редукционизм: мы живем в век специалистов и то, что они нам сообщают - это лишь отдельные аспекты действительности под определенными углами зрения. Американцы называют это редукционизмом. Редукционизм редуцирует у человека целое измерение, он укорачивает человека на целое специфически человеческое измерение.



  17. Франкл очерчивает понимание человека, "доказанное в геометрическом порядке" с использованием законов димензиональной онтологии:
    1. 1-й закон димензиональной онтологии: один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшие по отношению к нему измерения, отображается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу.

      Например: стакан: его геометрическая форма - цилиндр, спроецированная из трехмерного пространства на двумерные плоскости, соответствующие его поперечному и продольному сечению, получим круг в одном случае, в другом - прямоугольник.



    2. 2-й закон димензиональной онтологии: различные предметы, спроецированные из их измерения не в разные, а в одно и то же низшее по отношению к нему измерение, отображаются в своих проекциях так, что проекции оказываются не противоречивыми, но многозначными.

      Например: я проецирую цилиндр, конус и шар из трехмерного пространства на двумерную плоскость, паралельную основаниям цилиндра и конуса - во всех трех случаях я получу круг.




  18. В терминах деминзиональной онтологии более высокое измерение - более объемное измерение, которое включает в себя менее объемное измерение. В этом смысле и человек, став человеком, остается в чем-то животным и растением.



  19. Данные, полученные в пределах плоскости низших измерений, сохраняют свою значимость в этих же пределах. Это относится к таким односторонним исследовательским подходам как рефлексология Павлова, бихевиоризм Уотсона, психоанализ Фройда, индивидуальная психология Адлера.



  20. Но наука не только вправе, но и обязана выносить за скобки многомерность реальности, вычленять из всего спектра реальности какую-либо 1 волну. Проекция оправданна и необходима. Однако при этом ученый должен знать и учитывать источники возможных ошибок.



на главную страницу
Hosted by uCoz