ГЕОРГ   ВИЛЬГЕЛЬМ   ФРИДРИХ   ГЕГЕЛЬ,
"ФИЛОСОФИЯ ПРАВА"

*ЭТО КОНСПЕКТ ТОЛЬКО 1/3 КНИГИ!*
  1. Цель этой работы Гегеля: постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе. Гегель против того, чтобы конструировать государство таким, каким оно должно быть.
  2. Задача философии: постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум.
  3. Истинная мысль: не мнение о предмете, а понятие самого предмета через мышление. Только правильное мышление дает знание и познание предмета, следовательно наше познание должно быть научным.
    Истина: в философии - это соответствие понятия реальности.
  4. Идея права: свобода, истинное ее понимание достигается лишь тогда, когда она познается в ее понятии и наличном бытии этого понятия (субъективно и объективно).
  5. СВОБОДА:
    • свобода есть такое же основное определение воли, как тяжесть — основное определение тела, ибо материя сама есть тяжесть. Аналогично - свободное есть воля.
    • она заключается не в неопределенности и не в определенности, но есть то и другое.
    • чтобы не остаться абстрактной, свободная воля должна прежде всего дать себе наличное бытие, первый чувственный материал этого наличного бытия - вещи/ внешние предметы. 1-й вид свободы - собственность: сфера формального и абстрактного пр; также собственность в ее опосредованной форме в виде договора. Свобода, которую мы здесь имеем, есть то, что мы называем лицом/субъектом, - свободным для себя и дающим себе наличное бытие в вещах.
  6. ВОЛЯ:
    • может от всего абстрагироваться и она также определена — собой или чем-то другим;
    • формальная воля - процесс, посредством которого субъективная цель через опосредование деятельности и некоего средства переводится в объективность - определена не только в смысле содержания, но и в смысле формы. Определенность формы есть цель и осуществление цели;
    • свобода и воля для нас — единство субъективного и объективного. Следовательно, цель должна быть положена объективно, и этим она обретает не новое одностороннее определение, а лишь свою реализацию.
  7. АБСТРАКТНОЕ ПРАВО: в себе единичная воля субъекта.
  8. ВЕЩЬ В СЕБЕ: То, что есть только в себе, не есть в своей действительности.
  9. ПРОИЗВОЛ: содержание его определяется быть моим не благодаря природе моей воли, а благодаря случайности: следовательно, я также завишу от этого содержания — в этом и состоит противоречие, заключенное в произволе. Обыкновенный человек полагает, что он свободен, если ему дозволено действовать по своему произволу, между тем именно в произволе заключена причина его несвободы.
  10. НЕСВОБОДА: содержание дано, и человек определяется им, следовательно, в этом аспекте он уже не свободен.
  11. ПРАВО: нечто святое вообще - так как оно есть наличное бытие абсолютного понятия. Формализм права (и формализм обязанности) возникает из различия между ступенями в развитии понятия свободы.
  12. ГОСУДАРСТВО:
    • всеобщая и объективная свобода, остающаяся таковой и в свободной самостоятельности особенной воли. Этот действительный и органический дух народа, проходя через отношение друг к другу особенных духов различных народов, получает действительность и открывается во всемирной истории как всеобщий мировой дух, право которого есть наивысшее.
    • итак, право государства - наивысшее. Идея свободы истинна лишь как государство.
    • природа государства не состоит в договорном отношении, независимо от того, рассматривается ли государство как договор всех со всеми или как их договор с государем или правительством. Это ошибка: перенос определения частной собственности в сферу совсем иную и более высокую по своей природе.
    • индивиды не могут по своему произволу отделиться от государства. Разумное назначение человека - жить в государстве, а если его еще нет, то есть требование разума, чтобы оно было основано. Государство должно дать разрешение вступить в него / выйти из него. Следовательно, это не зависит от произвола отдельных людей, и государство зиждется тем самым не на договоре.
    • защита и обеспечение жизни и собственности индивидов в качестве единичных не есть необходимо субстанциальная сущность государства; государство - наивысшее, которое притязает на саму эту жизнь и собственность и требует, чтобы они были принесены в жертву.
  13. СОБСТВЕННОСТЬ: лицо должно дать себе внешнюю сферу своей свободы, итак, собственность - непосредственно отличное и отделимое от него.
  14. ПРАВО ЛИЦА НА СВОЮ ЖИЗНЬ: это невозможное противоречие, это означало бы, что лицо имеет право на себя. Но этого права оно не имеет, так как оно не стоит над собой и не может себя судить.
  15. НЕПРАВО: если явление движется к видимости. Видимость есть наличное бытие, несоответственное сущности, пустое.
  16. Три главные формообразования свободной воли есть 3 основные уровни развития понятия права:
    1. абстрактное право (собственность, договор, неправо);
    2. мораль (умысел, вина, намерение, благо, добро и совесть);
    3. нравственность (семья, гражданское общество и государство).
  17. ПЕРЕХОД ОТ ПРАВА К МОРАЛЬНОСТИ: свою личность, в качестве которой воля только и есть в абстрактном праве, воля имеет теперь своим предметом. Такая для себя бесконечная субъективность свободы составляет принцип моральной точки зрения.
  18. НРАВСТВЕННОСТЬ: единство воли в ее понятии и воли единичного, т.е. субъекта. Проявляется в:
    1. семья;
    2. гражданское общество(люди относятся друг к другу как самостоятельные лица, объединенные лишь узами потребности друг в друге);
    3. государство (право государства выше других ступеней: это свобода в ее самом конкретном образе, подчиненная лишь высшей абсолютной истине мирового духа).
  19. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Oпосредствованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей.
на главную страницу
Hosted by uCoz