ЙОХАН ХЕЙЗИНГА,
"Homo ludens" ("Человек играющий")
*Это конспект только 1-й главы,
в которой определяется понятие "игра"*
- Начиная от Шекспира, каждый поэт сравнивал мир с театром,
где каждый играет свою роль. Это сравнение основывается
на платоновских идеях - вариация старого мотива
"суета сует", вздох сожаления о бренности всего земного.
Природа концепции игрового характера культуры иная:
человеческая культура возникает и развертывается
в игре, как игра. Вопрос не в том, какое место занимает
игра среди прочих явлений культуры, но в том,
насколько сама культура носит игровой характер.
- Поскольку заявленная тема - взаимосвязь культуры и игры,
мы можем ограничить себя обозрением в основном
игр социального характера - их можно назвать
высшими формами игры.
- Игра:
- это не только биологическая/физическая деятельность -
всякая игра что-то значит, имеет смысл;
- элемент, определяющий сущность игры:
шутка, забава, веселье, fun;
- качество игры: тотальность;
- игра - определенное качество деятельности,
отличное от "обыденной" жизни;
- всякая игра есть прежде всего
свободная деятельность;
- как бы то ни было, для человека взрослого
и дееспособного игра есть функция,
без которой он мог бы и обойтись.
Игра есть некое излишество;
- изолированность - отличительный признак игры.
Она "разыгрывается" в определенных рамках
пространства и времени;
- течение и смысл игры заключены в ней самой:
это качество игры: самодовлеющая;
- повторяемость - элементы повтора, рефрена, чередования
встречаются на каждом шагу почти во всех
развитых игровых формах;
- внутри игрового пространства царит собственный,
безусловный порядок. Игра творит порядок;
- элемент напряжения: означает неуверенность,
неустойчивость, некий шанс или возможность.
Чтобы нечто "удалось", требуются усилия;
- у каждой игры есть свои правила.
Правила игры безусловно обязательны и не подлежат сомнению.
Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их -
нарушитель игры. Общество играющих легче прощает шулера,
того, кто лукавит, чем нарушителя игры -
он ломает их мир, непризнавая правил игры,
он обнажает относительность и хрупкость этого
игрового мирка. Поэтому нарушитель игры
должен быть уничтожен, ибо угрожает самому
существованию игрового общества.
В мире высокой серьезности шулерам,
мошенникам и лицемерам тоже всегда
доставалось меньше, нежели тем, кто нарушал игру:
вероотступникам, еретикам, неофитам, узникам совести;
- исключительность и обособленность игры проявляются
в таинственности, которой игра любит себя окружать;
- осознавание игры - присутствует, хотя и вытесненное
на задний план - осознавание того, что это все
делается "как будто", "невзаправду".
- Суммирующее определение игры:
игра с точки зрения формы есть:
свободная деятельность,
которая осознается как "невзаправду"
и вне повседневной жизни выполняемое занятие,
однако она может целиком овладевать играющим,
не преследует при этом никакого прямого материального интереса,
не ищет пользы, - свободная деятельность,
которая совершается внутри намеренно
ограниченого пространства и времени,
протекает упорядоченно, по определенным правилам
и вызывает к жизни общественные группировки,
предпочитающие окружать себя тайной
либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира
всевозможной маскировкой.
- "Игра" и "серьезное": понятие "игра" как таковое
более высокого порядка нежели "серьезное". Ибо "серьезное"
стремится исключить "игру", "игра" же способна включить
в себя "серьезное".
- С детских лет и до высших ступеней
культурной деятельности одной из самых мощных пружин
самосовершенствования и совершенствования группы
выступает жажда похвалы и почестей за превосходство.
"Сделать хорошо" - значит сделать лучше другого.
Чтобы стать первым, нужно показать себя первым.
Для доказательства такого превосходства и служат
соперничество, состязательность.
Й. Хейзинга о специфике науки истории:
- Работы Хейзинги послужили прелюдией к междисциплинарным
исследованиям, к неевропоцентристской направленности
исследований.
- Хейзинга предостерегает от свойственного нашему времени
увлечения эстетическими впечатлениями, тенденции
судить об историческом прошлом по сохранившимся
произведениям искусства: это "одностороннее
очарование сохранившимися в небольшом количестве
шедеврами изобразительного искусства".
- "История - духовная форма, в которой культура
отдает себе отчет о своем прошлом".
- Деятельность историка:
- носит избирательный
и интерпретирующий характер. Время интерпретатора
столь же исторично, как и время интерпретируемого
произведения, историк также ограничен своей традицией.
Постоянный вопрос - понимать ли культуру так,
как она себя понимала, или так, как возможно ее понять
в контексте современной культуры, к которой принадлежит
интерпретатор. В целом историческое понимание -
связь между историей, которую себе представляли некогда,
и той, которую себе представляют сейчас.
- Хейзинга выдвинул идею обусловленности
исторического познания той культурой,
к которой принадлежит историк.
- В центре внимания историка - не столько
политические акции, сколько коллективное сознание,
соотнесение жизни общества с принятой им
шкалой ценностей, с основополагающими идеалами.
- Историк работает с материалом спонтанного мышления -
трудно выделить историческое из повседневного, текущего.
на главную страницу