ЙОХАН  ХЕЙЗИНГА,
"Homo ludens"   ("Человек играющий")

*Это конспект только 1-й главы, в которой определяется понятие "игра"*
  1. Начиная от Шекспира, каждый поэт сравнивал мир с театром, где каждый играет свою роль. Это сравнение основывается на платоновских идеях - вариация старого мотива "суета сует", вздох сожаления о бренности всего земного. Природа концепции игрового характера культуры иная: человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра. Вопрос не в том, какое место занимает игра среди прочих явлений культуры, но в том, насколько сама культура носит игровой характер.



  2. Поскольку заявленная тема - взаимосвязь культуры и игры, мы можем ограничить себя обозрением в основном игр социального характера - их можно назвать высшими формами игры.



  3. Игра:
    • это не только биологическая/физическая деятельность - всякая игра что-то значит, имеет смысл;
    • элемент, определяющий сущность игры: шутка, забава, веселье, fun;
    • качество игры: тотальность;
    • игра - определенное качество деятельности, отличное от "обыденной" жизни;
    • всякая игра есть прежде всего свободная деятельность;
    • как бы то ни было, для человека взрослого и дееспособного игра есть функция, без которой он мог бы и обойтись. Игра есть некое излишество;
    • изолированность - отличительный признак игры. Она "разыгрывается" в определенных рамках пространства и времени;
    • течение и смысл игры заключены в ней самой: это качество игры: самодовлеющая;
    • повторяемость - элементы повтора, рефрена, чередования встречаются на каждом шагу почти во всех развитых игровых формах;
    • внутри игрового пространства царит собственный, безусловный порядок. Игра творит порядок;
    • элемент напряжения: означает неуверенность, неустойчивость, некий шанс или возможность. Чтобы нечто "удалось", требуются усилия;
    • у каждой игры есть свои правила. Правила игры безусловно обязательны и не подлежат сомнению. Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их - нарушитель игры. Общество играющих легче прощает шулера, того, кто лукавит, чем нарушителя игры - он ломает их мир, непризнавая правил игры, он обнажает относительность и хрупкость этого игрового мирка. Поэтому нарушитель игры должен быть уничтожен, ибо угрожает самому существованию игрового общества. В мире высокой серьезности шулерам, мошенникам и лицемерам тоже всегда доставалось меньше, нежели тем, кто нарушал игру: вероотступникам, еретикам, неофитам, узникам совести;
    • исключительность и обособленность игры проявляются в таинственности, которой игра любит себя окружать;
    • осознавание игры - присутствует, хотя и вытесненное на задний план - осознавание того, что это все делается "как будто", "невзаправду".



  4. Суммирующее определение игры: игра с точки зрения формы есть: свободная деятельность, которая осознается как "невзаправду" и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, - свободная деятельность, которая совершается внутри намеренно ограниченого пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой.



  5. "Игра" и "серьезное": понятие "игра" как таковое более высокого порядка нежели "серьезное". Ибо "серьезное" стремится исключить "игру", "игра" же способна включить в себя "серьезное".



  6. С детских лет и до высших ступеней культурной деятельности одной из самых мощных пружин самосовершенствования и совершенствования группы выступает жажда похвалы и почестей за превосходство. "Сделать хорошо" - значит сделать лучше другого. Чтобы стать первым, нужно показать себя первым. Для доказательства такого превосходства и служат соперничество, состязательность.




  7. Й. Хейзинга о специфике науки истории:

  8. Работы Хейзинги послужили прелюдией к междисциплинарным исследованиям, к неевропоцентристской направленности исследований.



  9. Хейзинга предостерегает от свойственного нашему времени увлечения эстетическими впечатлениями, тенденции судить об историческом прошлом по сохранившимся произведениям искусства: это "одностороннее очарование сохранившимися в небольшом количестве шедеврами изобразительного искусства".



  10. "История - духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем прошлом".



  11. Деятельность историка:
    • носит избирательный и интерпретирующий характер. Время интерпретатора столь же исторично, как и время интерпретируемого произведения, историк также ограничен своей традицией. Постоянный вопрос - понимать ли культуру так, как она себя понимала, или так, как возможно ее понять в контексте современной культуры, к которой принадлежит интерпретатор. В целом историческое понимание - связь между историей, которую себе представляли некогда, и той, которую себе представляют сейчас.
    • Хейзинга выдвинул идею обусловленности исторического познания той культурой, к которой принадлежит историк.
    • В центре внимания историка - не столько политические акции, сколько коллективное сознание, соотнесение жизни общества с принятой им шкалой ценностей, с основополагающими идеалами.
    • Историк работает с материалом спонтанного мышления - трудно выделить историческое из повседневного, текущего.



на главную страницу
Hosted by uCoz