Сэмюэл Ф. Хантингтон,
"Столкновение цивилизаций"

*опять конспект получился слишком подробным, хотя эта великолепная и необременительно написанная книга заслуживает полного прочтения*


  1. Для вдумчивого анализа ситуации в мире и эффективного воздействия на нее необходима какая-то упрощенная карта реальности, некая теория, модель, парадигма. На протяжении сорока лет в области международных отношений было принято думать и действовать в рамках крайне упрощенной, но весьма полезной модели "холодной войны". После падения коммунистического мира международная система времен "холодной войны" стала историей. Когда прежняя парадигма не способна объяснить новые факты, ее следует заменить иной парадигмой, которая способна более удовлетворительно толковать их. Было разработано несколько альтернативных моделей мировой политики:
    • один гармоничный мир (однополюсная): конец "холодной войны" означает конец широкомасштабного конфликта в глобальной политике, наиболее известная формулировка этой модели - тезис о "конце истории", выдвинутый Фрэнсисом Фукуямой (всемирное приятие западной либеральной демократии как конечной формы человеческого правления). Однако эта иллюзия вскоре развеялась - после падения Берлинской стены мир не стал более мирным, слово "геноцид" слышится гораздо чаще, чем во время ее существования. Вывод: парадигма гармоничного мира слишком оторвана от реальности, чтобы быть полезным ориентиром в мире после "холодной войны".
    • два мира (двухполюсная): мы и они - тенденция мыслить дихотомически, оперируя парами Восток-Запад, богатые (современные, развитые) страны - бедные (традиционные, развивающиеся) страны. Состоящая из двух частей картина мира в какой-то мере соответствует реальности, однако страдает недочетами. Вместо выражения "Восток и Запад" более уместно употреблять "Запад и остальные", что, по крайней мере, подразумевает существование многих не-Западов. Мир слишком сложен, чтобы его можно было в большинстве случаев просто разделять в экономическом плане на Север и Юг и в культурном - на Восток и Запад.
    • почти 184 страны (статистическая): согласно "реалистичной" теории международных отношений государства являются основными важными игроками на международной сцене и для того, чтобы обеспечить выживание и безопасность, все они без исключения пытаются усилить свою власть, наращивая свое могущество и/или вступая в альянс с другими государствами. В целом эта статистическая парадигма представляет нам ориентиры в более реалистичной картине глобальной политики, чем одно- или двухполюсные концептуальные схемы. Однако она не учитывает, что, во-первых, государства определяют свои интересы не только с точки зрения мощи, но и системы ценностей, культуры и законов, во-вторых, хотя государства остаются ключевыми игроками на поле международной политики, сегодня международные институты, субгосударственные, региональные и местные политические образования приобрели многие важные функции, ранее принадлежавшие государству.
    • сущий хаос (хаотическая): всемирная анархия вследствие ослабления государств, сопровождающаяся исчезновением государственной власти, распадом государств, усилением межплеменных, этнических и религиозных конфликтов, увеличением числа беженцев, появлением международных криминальных структур, расползанием терроризма. Эта парадигма страдает от излишней приближенности к реальности, картина всеобщей анархии дает нам мало ключей к пониманию мира и не помогает упорядочивать события и оценивать их важность, предвидеть тенденции в этой анархии, разрабатывать руководящие принципы для государственных политиков.



  2. Полицивилизационная парадигма С. Хантингтона представляет собой пятую схему для понимания того, что происходит в мире в начале XXI века. Рассматривая мир в рамках семи или восьми цивилизаций, эта модель не приносит реальность в жертву теоретизированию, как в случае с парадигмами одно- и двухполюсного мира; в то же время она не жертвует абстрагированием в пользу реальности, как статистическая и хаотическая парадигмы. Полицивилизационная модель обеспечивает упрощенную - но не слишком - систему понимания мира и определения того, что важно и что не важно среди многочисленных конфликтов: современный мировой порядок определяется взаимоотношениями между цивилизациями (наиболее широкими кругами культурной идентичности), среди которых С.Хантингтон выделяет такие: африканская, буддистская, западная, индуистская, исламская, латино-американская, православная, синская (китайская), японская цивилизации. Страны группируются вокруг ведущих или стержневых государств своих цивилизаций (таким образом устанавливается внутрицивилизационный порядок). В глобальной политике интересы своей цивилизации представляет ее ведущая (стержневая) страна. Таким образом, мировой порядок во многом определяется соглашениями между стержневыми государствами цивилизаций. Наиболее опасны для мировой стабильности локальные конфликты между группами или государствами из различных цивилизаций.



  3. КУЛЬТУРНАЯ   ИДЕНТИЧНОСТЬ:
    • это решающий политический фактор в мире после "холодной войны", это самая важная вещь для большинства людей. "Люди определяют себя, используя такие понятия, как происхождение, религия, язык, история, ценности, обычаи и общественные институты. Они идентифицируют себя с культурными группами: племенами, этническими группами, религиозными общинами, нациями и - на самом широком уровне - цивилизациями. Не определившись со своей идентичностью, люди не могут использовать политику для преследования собственных интересов"
    • .
    • психологическая основа этого процесса: "Мы узнаем, кем являемся, только после того, как нам становится известно, кем мы не являемся, и только затем мы узнаем, против кого мы". Для людей, которые ищут свои корни, важны враги. Прискорбную правдивость этих старых истин не может отрицать ни ученый, ни политик.
    • "Основная идея этого труда заключается в том, что в мире после "холодной войны" культура и различные виды культурной идентификации (которые на самом широком уровне являются идентификацией цивилизации) определяют модели сплоченности, дезинтеграции и конфликта". Т.е. определяют новый мировой порядок.
    • "Люди живут не только духовными интересами. Но они не могут рассчитывать и действовать рационально в погоне за своими корыстными интересами, пока не определят свое "я". Поэтому предметом интереса политики являются вопросы идентификации". Во времена стремительных социальных перемен, вызванных модернизацией общества, установившиеся прежде идентичности разрушаются и для людей, которые сталкиваются с необходимостью ответить на вопросы "Кто я?" и "Где мое место?", религия предоставляет убедительные ответы, дает чувство идентичности и направление в жизни.
    • очевидно, что основные различия политического и экономического развития различных цивилизаций имеют корни в различии культур. Так, нынешний восточно-азиатский экономический успех обусловлен восточно-азиатской культурой; причины провала установления демократии в большей части мусульманского мира кроются в исламской культуре. Посткоммунистические страны Восточной Европы с западнохристианскими корнями добиваются успеха в экономическом развитии и установлении демократии по западному образцу.
    • общие взгляды на жизнь, основополагающие ценности, обычаи и социальные отношения значительно отличаются в разных цивилизациях. Возрождение религии, происходящее сегодня в большей части мира, усиливает эти культурные различия.



  4. Цивилизация: это понятие имеет два значения:
    • цивилизация как единственная таковая, т.е. состояние, противоположное примитивному, первобытному, "варварскому".
    • цивилизация как одна из многих - это "наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификацией людей". Именно цивилизации как наивысшие культурные общности и являются предметом рассмотрения данной книги; однако не все, а те, которые принято считать главными цивилизациями в истории человечества.



  5. Цивилизация:
    • нельзя ставить знак равенства между цивилизациями и расами: люди одной и той же расы могут быть разделены на различные цивилизации, людей различных рас может объединять одна цивилизация.
    • у цивилизаций нет четко определенных границ и точного начала и конца. Люди могут идентифицировать себя по-разному и делают это. В результате состав и форма цивилизаций меняются со временем.
    • цивилизации хотя и смертны, но живут они очень долго.
    • в современном мире большинство цивилизаций включают в себя по два и более государств. Очень редко цивилизация и политическая целостность совпадают (Япония).



  6. Важнейшие из ныне существующих цивилизаций:
    *здесь и далее - приводятся в порядке их перечисления С. Хантингтоном*
    1. синская (китайская) - не ограничивается Китаем как политической целостностью, включает также китайские сообщества в Юго-Восточной Азии и везде вне Китая, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи. Структура современной синской цивилизации: центральное ядро - ханьский Китай; отдаленные провинции, которые являются частью Китая, но обладают значительной автономией; провинции, официально являющиеся частью Китая, но имеющие значительную часть не-китайского населения из других цивилизаций (Тибет, Синцзян); и китайские общества, которые станут или могут стать частью Китая с центром в Пекине на определенных условиях (Гонконг, Тайвань); одно преимущественно китайское государство, все более ориентирующееся на Пекин (Сингапур); крайне влиятельное китайское население в Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах, а также не-китайские страны (Северная и Южная Кореи, Вьетнам), которые тем не менее разделяют многие составляющие китайской конфуцианской культуры.
    2. японская - некоторые ученые объединяют японскую и китайскую культуры под единой вывеской дальневосточной цивилизации. Большинство ученых, однако, не делают этого, считая Японию отдельной цивилизацией, которая отпочковалась от китайской в период между 100 и 400 годами н.э.
    3. индуистская - современная цивилизация, возникшая в Индостане как минимум с 1500 г. до н.э. (ей предшествовала более древняя, которая разными учеными называется по-разному - индская, индийская, индусская).
    4. исламская - объединена исламом, возникшим на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, а затем распространившимся на Северную Африку, Среднюю Азию, Индостан, Юго-Восточную Азию. В результате этого внутри ислама существует множество отдельных культур и субцивилизаций, включая арабскую, тюркскую, персидскую, малайскую. Мусульманские страны: Алжир, Египет, Марокко, Сирия, Тунис (главные арабские страны); Албания, Босния, Бахрейн, ОАЭ, Йемен, Саудовская Аравия, Кувейт, Судан, Иордан, Оман, Ливия, Ирак, Иран, Турция, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Малайзия, Индонезия.
    5. православная - некоторые ученые выделяют отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианства по причине своих византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе.
    6. западная - ее зарождение обычно относят к 700-800 гг. н.э. Ученые обычно подразделяют ее на три основных составляющих: Европа, Северная Америка и Латинская Америка. Однако по Хантингтону, Запад включает в себя Европу, Северную Америку и страны, населенные выходцами из Европы - Австралию и Новую Зеландию. Ключевые характеристики западного общества: античное наследие, католицизм и протестантство, Возрождение, Реформация и Контрреформация, европейские языки, разделение духовной и светской власти, господство закона, социальный плюрализм, сословные представительные органы (во время модернизации они развились в институты демократии), индивидуализм. Важный вопрос о восточной границе западной цивилизации Хантингтон решает так: она проходит вдоль границ России с Финляндией и Прибалтикой (Эстония, Латвия, Литва), по Западной Белоруссии, проходит по Украине, отделяя униатский запад от православного русскоязычного востока, через Румынию, между Трансильванией, населенной венграми-католиками, и остальной частью страны, отделяет Словению и Хорватию. Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинаются ислам и православие.
    7. латиноамериканская - хотя и является отпрыском европейской цивилизации, но эволюционировала совершенно другим путем: она ассимилировала местные культуры, которые были полностью уничтожены в Северной Америке. Политическое, экономическое и культурное развитие Латинской Америки резко отличается от моделей, превалирующих в североамериканских странах. Латинскую Америку можно рассматривать либо как субцивилизацию внутри западной, либо как отдельную цивилизацию, близко связанную с Западом и не определившуюся во мнении, принадлежит ли она к Западу или нет. Для анализа международной политики последняя точка зрения более приемема.
    8. африканская (возможно) - большинство ведущих ученых, изучающих цивилизации, кроме Броделя, не признают отдельной африканской цивилизации. Север Африканского континента и его восточное побережье относятся к исламской цивилизации. Эфиопия исторически сама по себе составляла цивилизацию. Европейский империализм принес христианство на большую часть континента к югу от Сахары. По всей Африке еще сильна племенная идентификация, но среди африканцев быстро возрастает чувство африканской идентификации, и, по-видимому, Африка "ниже" Сахары может стать отдельной цивилизацией, вероятно, с ЮАР в роли стержневого государства.



  7. Цивилизация означает культурную целостность повсюду, кроме Германии. Немецкие мыслители девятнадцатого века провели четкую грань между понятиями "цивилизация" (куда они включили технику, технологию и материальные факторы) и "культура" (ценности, идеалы, высшие интеллектуальные, художественные и моральные качества общества). Это разделение до сих пор принято в Германии, но больше нигде. И цивилизация, и культура относятся к образу жизни народа, цивилизация - это явно выраженная культура. Ключевые культурные элементы, определяющие цивилизацию: происхождение, религия, стиль жизни, язык, традиции, ценности, социальные институты. Из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным является религия (поскольку люди общей этнической принадлежности и общего языка, но разного вероисповедания могут вести кровопролитные братоубийственные войны, как это случалось в Ливане, бывшей Югославии и в Индостане).



  8. Взаимоотношения между ныне существующими цивилизациями:

    1) до 1500 г. н.э. - случайные контакты между цивилизациями, разделенными расстояниями и ограниченным количеством транспортных средств, способных пересечь эти расстояния. В основном коммерческие, культурные и военные взаимоотношения развивались внутри цивилизаций. Наиболее значительные межцивилизационные контакты имели место, когда люди из одной цивилизации покоряли, уничтожали или порабощали народы другой. Как правило, эти контакты были кровопролитными, но короткими, и носили эпизодический характер.

    2) с конца XV в. случайные и непродолжительные контакты между цивилизациями уступили место непрерывному, всепоглощающему однонаправленному воздействию Запада на все остальные цивилизации. "Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии (в которую было обращено лишь небольшое количество представителей других цивилизаций), но скорее превосходством в применении организованного насилия. Жители Запада часто забывают этот факт; жители не-Запада никогда этого не забудут". На протяжении четырехсот лет отношения между цивилизациями заключались в подчинении других обществ западной цивилизации. Приход к власти марксизма сначала в России, затем в Китае и Вьетнаме стал переходной фазой (двухполюсный мир) от европейской международной системы к полицивилизационной международной системе.

    3) в XX веке взаимоотношения между цивилизациями перешли от фазы, характеризующейся однонаправленным влиянием одной цивилизации на все остальные, к этапу интенсивных, непрерывных и разнонаправленных взаимоотношений между всеми цивилизациями. В двадцатом веке снижается могущество Запада по сравнению с влиянием других цивилизаций. Баланс военного и экономического могущества, а также политического влияния изменился. Уже не являясь просто объектами создаваемой Западом истории, не-западные общества становятся движущими силами и создателями как собственной, так и западной истории.




  9. Pаспределение культур в мире отражает распределение власти: в течение всей истории экспансия власти какой-либо цивилизации обычно происходила одновременно с расцветом ее культуры, и почти всегда эта цивилизация использовала свою власть для утверждения своих ценностей, обычаев и институтов в других обществах.
    • язык: в течение всей истории распределение языков в мире отражало распределение власти в мире. Наиболее широко употребляемые языки - английский, мандаринский, испанский, французский, арабский, русский - являются или были языками империалистических государств, которые активно поощряли использование своего языка другими народами. Усиление могущества порождает как лингвистическую гордость носителей языка, так и стимул для других учить этот язык. Использование английского языка является межкультурным средством общения, это подразумевает существование различных культур. Именно потому, что люди хотят сохранить свою культуру, они пользуются английским для общения с людьми из других культур.
    • религия: конец ХХ века стал свидетелем повсеместного возрождения религий (la Revanche de Dieu). Это возрождение заключалось в усилении религиозного сознания и подъеме фундаменталистских движений. Религиозное возрождение, во-первых, вызвано кризисом идентичности из-за социальных перемен в модернизирующихся обществах, во- вторых, является реакцией на атеизм, моральный релятивизм и потворство своим слабостям, утверждая ценности порядка, дисциплины, труда, взаимопомощи и людской солидарности. Движения за религиозное возрождение являются антисветскими, антиуниверсальными и, за исключением его христианского проявления, антизападными.



  10. Насколько связаны модернизация и вестернизация: изначально они тесно связаны, и не-западные общества, впитывая значительные элементы западной культуры, достигают прогресса на пути к модернизации. Однако с увеличением темпов модернизации удельный вес вестернизации снижается и происходит возрождение местных культур. Итак, во время ранних этапов изменений, вестернизация поддерживает модернизацию. На более поздних этапах модернизация стимулирует возрождение местной культуры и религии. Это возрождение происходит на двух уровнях. На социальном уровне модернизация усиливает экономическую, военную и политическую мощь общества в целом и заставляет людей этого общества поверить в свою культуру и утверждаться в культурном плане. На индивидуальном уровне модернизация порождает ощущение отчужденности и распада, потому что разрываются традиционные связи и социальные отношения, что ведет к кризису идентичности, а решение этих проблем дает религия.



  11. Ответы на влияние Запада: реакцию не-западных обществ можно отнести к одному из трех вариантов:

    1) отторжение как модернизации, так и вестернизации. Однако в ХХ веке усовершенствования в транспорте и коммуникациях, а также глобальная взаимозависимость сделали цену изоляции крайне высокой. Она доступна лишь небольшим сельским обществам, желающим существовать на грани выживания;

    2) кемализм: принятие и модернизации, и вестернизации с распростертыми объятиями. Пример: курс Мустафы Кемаля Ататюрка на техническую модернизацию через культурную вестернизацию Турции;

    3) реформизм: попытка скомбинировать модернизацию с сохранением центральных ценностей, практик и институтов родной культуры общества. Например: японский опыт технической модернизации без культурной вестернизации, девиз "японский дух и западная техника". Помимо Японии, еще и Сингапур, Тайвань, Саудовская Аравия стали современными государствами, не став западными. Китай также вступил на путь реформ.




  12. СМЕЩАЮЩИЙСЯ   БАЛАНС   ЦИВИЛИЗАЦИЙ: сейчас снижается и будет снижаться дальше могущество Запада по сравнению с мощью других цивилизаций. Наиболее значительное усиление могущества приходится на долю азиатских цивилизаций (и так будет продолжаться и далее), и Китай постепенно прорисовывается как общество, которое скорее всего бросит вызов Западу в борьбе за глобальное господство.



  13. Упадок Запада характеризуется такими аспектами:
    • это медленный процесс, и хотя в какой-то момент он может ускориться, сейчас он все еще находится на медленной фазе.
    • упадок идет не по прямой, он неравномерен, за проявлениями слабости Запада следуют повторные утверждения западного могущества.
    • власть страны или группы напрямую зависит от имеющихся в ее распоряжении экономических, военных, институциональных, демографических, политических, технологических, социальных и иных ресурсов. Объем всех необходимых для поддержания могущества ресурсов, которыми обладал Запад, достиг своего пика в начале ХХ века, а затем его доля начала снижаться по отношению к доле других цивилизаций.
    • усиление могущества не-западных обществ, вызванное их модернизацией, приводит к возрождению не-западных культур во всем мире. Культура становится привлекательной, когда в ней видят корень материального успеха и влияния. В прошлом желание перенять западную культуру было вызвано именно западным могуществом. Сегодня рост культурной уверенности в себе не-западных обществ вызывает отторжение западной культуры.



  14. Цивилизации, бросающие вызов Западу - синская, японская и мусульманская - самые динамичные цивилизации последней четверти ХХ века. Как азиаты, так и мусульмане подчеркивают превосходство своих культур над западной. Люди из других не- западных цивилизаций - индусской, православной, латиноамериканской, африканской, - напротив, могут говорить о самобытности своих культур, но в середине девяностых они не решались провозглашать свое превосходство. Азиатская самоуверенность основана на экономическом росте; уверенность в себе мусульман в значительной мере является результатом социальной мобилизации и роста населения.



  15. Азиатское самоутверждение: экономический рост Восточной Азии начался в Японии 1950-х, затем распространился на "Четырех Тигров" - Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, а затем и на Китай, Малайзию, Таиланд, Индонезию; сейчас он приходит в Индию, Филиппины и Вьетнам. Экономический успех объясняется азиатской культурой, которая превосходит культуру Запада, где имеет место культурный и социальный упадок. Благополучие начинает отождествляться с азиатской культурой и азиатскими ценностями. "Англосаксонская модель развития, перед которой все преклонялись последние четыре века как перед лучшим способом модернизации экономики развивающихся стран и строительства жизнеспособной политической системы, сегодня не работает", - полагают в Восточной Азии. На ее место приходит восточноазиатская модель, и страны от Мексики и Чили до Ирана и Турции, а также бывшие советские республики пытаются извлечь уроки из этого успеха. Азия должна "донести до всего остального мира эти азиатские ценности, которые имеют универсальную ценность..." Культурное утверждение следует за материальным успехом.



  16. Исламское возрождение (Исламское - С. Хантингтон пишет с большой буквы, поскольку этот термин обозначает исторические события, не менее важные чем Американская революция, Французская революция, Русская революция, протестантская Реформация): в то время как духовный подъем Восточной Азии был обеспечен впечатляющими темпами экономического роста, Исламское возрождение было обеспечено впечатляющими темпами роста населения, а также нефтяным бумом 1970-х, который повысил благосостояние и могущество многих мусульманских народов, а также позволил им перевернуть взаимоотношения господства и подчинения, которые существовали у них с Западом. Исламское возрождение состоит из принятия современности (т.е. модернизации), отвержения западной культуры и возвращения к исламу как проводнику в жизни и в современном мире. Исламский "фундаментализм", который часто воспринимается как политический ислам, является всего лишь одной из составляющих в намного более всестороннем процессе возрождения исламских идей. Это - широкое интеллектуальное, культурное, социальное и политическое движение, распространившееся на весь мусульманский мир от Марокко до Индонезии и от Нигерии до Казахстана.

    Подобно другим проявлениям глобального религиозного возрождения, Исламское возрождение является одновременно и следствием модернизации, и попыткой сразиться с ней. Большая часть исламских активистов принадлежит к "современным" секторам среднего класса: это студенты или выпускники университетов, мобильные и современно ориентированные молодые люди, в том числе врачи, адвокаты, инженеры, ученые, учителя и государственные служащие. Рост исламского населения является основным фактором, вызывающим конфликты вдоль границ исламского мира между мусульманами и другими народами. Странам с плотным или быстро растущим населением свойственно занимать территории и оказывать давление на другие, менее динамичные в демографическом плане народы. Перенаселенность в сочетании с экономической стагнацией способствует миграции мусульман на Запад и другие немусульманские общества, создавая из эмиграции проблему для этих стран.

    Прогноз Хантингтона по поводу Исламского возрождения: оно покажет, что ислам - это решение проблем с моралью, идентичность, смыслом и верой, но не проблем социальной несправедливости, политических репрессий, экономической отсталости и военной слабости. Эти неудачи могут вызвать всеобщее разочарование в политическом исламе. Другая возможность: если в Малайзии и Индонезии продолжится экономический прогресс, они смогут предложить "исламскую модель" развития, которая будет конкурировать с западной и азиатской моделями.




  17. ВОЗНИКАЮЩИЙ ПОРЯДОК ЦИВИЛИЗАЦИЙ:
    • начало 1990-х: глобальный кризис идентичности: культурная идентичность страны определяет ее место в мировой политике, ее друзей и врагов. Во времена "холодной войны" страна могла, не ответив на вопрос: "На чьей вы стороне?", избежать вступления в один из блоков, но она не может не иметь культурной идентичности, не может не ответить на вопрос: "Кто вы?" Конфликты между разными культурными группами трудноразрешимы, поскольку культурные вопросы ставят нас перед выбором: да или нет, все или ничего. Компромисс невозможен в вопросах культуры.
    • начало 1990-х: регионализация мировой политики: региональные конфликты заняли место глобальных, развитие региональных экономических блоков. Однако, регионы - это географические, а не политические или культурные целостности. Регионы служат основой для сотрудничества только тогда, когда география совпадает с культурой. Экономическая интеграция строится на культурной общности. Бизнесмены заключают сделки с теми, кого они могут понять и кому они могут доверять, государства заключают международные союзы со странами со схожей ментальностью.



  18. СТРУКТУРА   ЦИВИЛИЗАЦИЙ: подобно племенам и нациям цивилизации имеет политическую структуру:
    • страна-участница - это страна, которая в культурном плане полностью отождествляет себя с одной цивилизацией, как Египет с арабско-исламской цивилизацией, а Италия - европейско-западной.
    • стержневое государство - в цивилизациях обычно есть одно или более мест, которые рассматриваются ее членами как основной источник (источники) культуры этой цивилизации. Такие источники обычно расположены в одной стержневой стране, т.е. в наиболее могущественной и центральной в культурном отношении стране (странах). Количество и роль стержневых государств в различных цивилизациях отличаются и могут меняться со временем:
          :: японская цивилизация совпадает с единственным стержневым государством - Японией.
          :: синская, православная и индуистская цивилизации имеют абсолютно доминирующие стержневые страны (Китай, Россия, Индия).
          :: Запад исторически имел несколько стержневых стран, теперь у него два стержня: США и франко-германский стержень в Европе, плюс дрейфующий между ними дополнительный центр власти - Великобритания. Ислам, Латинская Америка и Африка не имеют стержневых стран.
          :: отсутствие исламского стержневого государства представляет собой серьезную проблему как для мусульманских, так и для не-мусульманских обществ (подробнее см.п.22).
          :: что касается Латинской Америки, то ресурсы говорят в пользу Бразилии, однако португалоязычная Бразилия для испаноязычной Латинской Америки - то же самое, что Иран для ислама, субцивилизационные различие (религиозные для Ирана, лингвистические для Бразилии) затрудняют принятие роли лидера этими государствами.
          :: способность любого государства стать лидером Африки ниже Сахары ограничена разделением этого континента на франко- и англоязычные страны. Страна, которая больше всего подходит на роль стержневого государства, являются англоязычной: промышленный потенциал ЮАР, высокий уровень экономического развития по сравнению с другими африканскими странами, ее военная мощь, природные ресурсы и система политического управления с участием белых и чернокожих - все это делает ЮАР явным лидером Южной Африки, вероятным лидером англоязычной Африки и возможным лидером всей Африки ниже Сахары.
    • страна-одиночка - не имеет культурной общности с другими обществами. Так, Эфиопия изолирована в культурном плане из-за своего доминирующего языка - амхарского, в котором используется эфиопский алфавит, своей доминирующей религии - коптского православия, своей имперской истории, а также религиозной обособленности на фоне окружающих ее преимущественно исламских народов. Гаити тоже является страной-одиночкой: элита Гаити традиционно одобряет культурные связи этой страны с Францией, добавим к этому редкостный духовный сплав креольского языка, религии вуду, революционные традиции рабов и кровавое историческое прошлое. В Латинской Америке Гаити не воспринимается как латиноамериканская страна, они говорят на другом языке, у них другие этнические корни и другая культура. В такой же мере Гаити отличается от англоязычных черных стран Карибского бассейна. Наиболее значимая страна-одиночка - это Япония. Ни одна другая страна не разделяет ее самобытную культуру, а японские мигранты ни в одной стране не составляют значительной доли населения и не ассимилировались в культуры этих стран.
    • расколотая страна - почти все страны разнородны и состоят из двух или более этнических, расовых или религиозных групп. Страны с четкими культурными группами, принадлежащими к одной и той же цивилизации, могут дойти до разделения (Чехословакия) или возможности разделения (Канада). Однако глубокое разделение скорее всего возникнет в расколотой стране, где большие группы принадлежат к различным цивилизациям. В расколотой стране основные группы из двух или более цивилизаций словно заявляют: "Мы различные народы и принадлежим к различным местам". Расколотые страны, разделенные цивилизационными линиями разлома, сталкиваются с особенно серьезными проблемами по поддержанию своей целостности. Основная группа, принадлежащая к одной цивилизации, пытается определить страну как свой политический инструмент и сделать свой язык, религию и символы государственными.

      К расколотым странам принадлежат: Индия (мусульмане и индуисты), Шри-Ланка (буддисты-сингальцы и индуисты-тамилы), Малайзия и Сингапур (мусульмане-малайцы и китайцы), Китай (хани, тибетские буддисты, тюрки-мусульмане), Филиппины (христиане и мусульмане), Индонезия (мусульмане и тиморские христиане), Судан (мусульманский север и преимущественно христианский юг), Нигерия (мусульмане и христиане), Кения (христиане и мусульмане), раскол на два отдельных государства христианской Эфиопии и преимущественно мусульманской Эритреи, Танзании (христианская материковая часть) и арабского мусульманского Занзибара;

    • разорванная страна - имеет у себя одну господствующую культуру (а не несколько противоборствующих, как в расколотой стране) и эта культура соотносит страну с одной цивилизацией, но ее лидеры стремятся к другой цивилизации. Они как будто говорят: "Мы один народ и все вместе принадлежим к одному месту, но мы хотим это место изменить". Разорванные страны можно узнать по двум феноменам: их лидеры определяют себя как "мостик" между двумя культурами, а наблюдатели описывают их как двуликих Янусов. Разорванная страна стремится изменить свою цивилизационную идентичность. Для успешного переопределения должны быть выполнены как минимум три условия: 1) политическая и экономическая элита страны должна с энтузиазмом воспринимать и поддерживать данное стремление; 2) общество должно как минимум молча соглашаться с переопределением идентичности (или стремится к этому); 3) преобладающие элементы в принимающей цивилизации (в большинстве случаев в этой роли выступает Запад) должны хотя бы желать принять новообращенного. На данный момент процесс переопределения идентичности нигде не увенчался успехом. Разорванные страны: Россия, Турция, Мексика.



  19. Россия: является разорванной страной на протяжении нескольких столетий, в отличие от Мексики (разорванная страна в течение десятилетия) или Турции (нескольких десятилетий), Россия является еще и стержневым государством православной цивилизации. Если Россия примкнет к Западу, православная цивилизация перестанет существовать. Взаимоотношения России с западной цивилизацией можно разделить на четыре фазы:

    1) до царствования Петра Великого (1689-1725) Киевская Русь и Московия существовали отдельно от Запада и практически не подвергались влиянию основных исторических феноменов, присущих западной цивилизации. Античное наследие - единственная из восьми ранее перечисленных отличительных характеристик западной цивилизации, присущая и России (через Византию). Во всем остальном российская цивилизация - это продукт самобытных корней Киевской Руси и Москвы, существенного византийского влияния и длительного монгольского правления. Эти факторы определили общество и культуру, которые мало схожи с теми, что развились в Западной Европе.

    2) Петр Великий, в стремлении сделать свою страну современной и западной, усилил азиатские черты России, доведя до совершенства деспотизм и искоренив любые потенциальные источники политического и общественного плюрализма. Он положил начало тесной связи, которая в России установилась между модернизацией и вестернизацией, с одной стороны, и деспотизмом - с другой. С т.з. цивилизационной идентичности, Петр создал разорванную страну и в XIX в. западники и славянофилы вместе сокрушались по поводу этого состояния, рьяно споря, стать ли России полностью европеизированной или прислушаться к истинно русской душе.

    3) большевистская революция положило начало новой фазе взаимоотношений, весьма отличной от предыдущего двухсотлетнего противоречивого периода. Во имя идеологии, созданной на Западе, была создана политико-экономическая система, которая на Западе не могла существовать. Коммунистическая Россия стала воплощением не отсталого азиатского прошлого, а прогрессивного советского будущего. Она первой осуществила пролетарскую революцию, которая вскоре должна была распространиться на весь мир. Приняв западную идеологию и использовав ее, чтобы бросить Западу вызов, русские в каком-то смысле получили более тесные и прочные связи с Западом, чем в любой иной период своей истории.

    4) крах коммунизма и Советского Союза возобновил прежние споры об истинной идентичности России. Когда русские перестали вести себя как марксисты и стали вести себя как русские, разрыв между ними и Западом увеличился. Западный демократ мог вести интеллектуальные беседы с советским марксистом. А вот сделать это с русским православным националистом для него будет невозможно. По отношению к центральному вопросу идентичности Россия в 1990-х оставалась разорванной страной, а западно- славянофильский дуализм - неотъемлемой чертой национального характера.




  20. Россия и ее ближнее зарубжье: если СССР был сверхдержавой с глобальными интересами, то Россия - это крупная держава с региональными и цивилизационными интересами. Россия, являясь ядром православной цивилизации, тесно связана с внутренним кольцом, в которое входят две преимущественно славянские православные республики - Беларусь и Молдова, Казахстан (40% населения - русские), Армения - исторически верный союзник России.
        :: расширение НАТО: ограничено странами, которые исторически являются частью западного христианства, что гарантирует России, что оно не коснется Сербии, Болгарии, Румынии, Молдовы, Белоруссии и Украины, пока та остается единой. Это подчеркивает роль России как стержневого государства отдельной православной цивилизации, следовательно, страны, ответственной за порядок вдоль границ православия.
        :: мусульманские республики бывшего Советского Союза остаются сильно зависимыми от России как экономически, так и в сфере безопасности. Доминируя в них в той или иной степени, Россия будет пытаться не допустить распространения влияния других держав.
        :: Беларусь: в 1995 году была во всем, кроме своего названия, частью России.
        :: Украина: вторая среди бывших советских республик после России по населению и важности. Это расколотая страна с двумя различными культурами: униатский украиноязычный националистично настроенный запад и православный русскоязычный восток. Результатом этого раскола может быть: 1) вооруженный конфликт между украинцами и русскими - маловероятен; 2) более вероятный вариант развития ситуации - раскол Украины по линии разлома на две части, восточная войдет в состав России. В таком случае "обрезок" униатской и прозападной Украины может стать жизнеспособным только при активной и серьезной поддержке Запада. Такая поддержка может быть оказана только в случае значительного ухудшения отношений между Россией и Западом; 3) наиболее вероятный сценарий: Украина останется единой, останется расколотой, останется независимой и в целом будет тесно сотрудничать с Россией. Российско-украинские отношения образовывают ядро, необходимое для единства православного мира (подобно франко-немецкому ядру Западной Европы).
    *однако, шановні співвітчизники, сохранение единства православной цивилизации - дело хлопотное... Что приятного принадлежать к цивилизации, из которой почти все, кроме ее главных участников, пытаются сбежать? *


  21. Россия и Запад: завершение "холодной войны" потребовало заново определить баланс сил и разделение сфер влияния между Россией и Западом:
        :: Россия дает согласие на расширение Европейского Союза и НАТО, с вхождением в них западно-христианских стран Центральной и Восточной Европы;
        :: договор о партнерстве между Россией и НАТО;
        :: Запад соглашается с ролью России как государства, несущего ответственность за поддержание безопасности среди православных стран и в тех районах, где доминирует православие;
        :: Запад признает существование проблем безопасности, реальных и потенциальных, которые есть у России в отношениях с мусульманскими народами на своих южных рубежах;
        :: соглашение о паритетном сотрудничестве в разрешении проблем наподобие Боснии, где затрагиваются как западные, так и православные интересы;
        :: достигнув соглашения по этим вопросам, ни Россия, ни Запад не будут представлять друг для друга угрозы в достаточно долгосрочной перспективе. Европа и Россия в демографическом отношении являются зрелыми странами с низким уровнем рождаемости и стареющим населением; у подобных обществ не бывает юношеской энергии для экспансионистской политики.



  22. Ислам: две фундаментальные, изначальные структуры исламского мира - семья, клан, племя, с одной стороны, и понятия культуры, религии, империи на самом высоком уровне - с другой стороны. Центрами лояльности и преданности в исламе всегда были небольшие группы и великая вера: племя и умма, а национальное государство никогда не имело такого большого значения, как на Западе. Отсутствие исламского стержневого государства - основная причина продолжающихся внутренних и внешних конфликтов, присущих исламу. Исламское стержневое государство должно обладать экономическими ресурсами, военной мощью, организаторскими способностями, а также исламской идентичностью и преданностью. В качестве вероятного исламского лидера время от времени упоминаются шесть стран, однако в настоящее время ни одна из них не обладает всеми необходимыми качествами.

    1) Индонезия - самая крупная мусульманская страна и ее экономика растет быстрыми темпами. Однако она расположена на периферии ислама, слишком далеко от арабского центра. Ислам в ней более мягкий, как это и принято в Юго-Восточной Азии. Культура Индонезии - это смесь туземного, мусульманского, индуистского, китайского и христианского влияния.

    2) Египет - арабская страна с большим населением, занимает центральное, стратегически важное место на Ближнем Востоке. Но это бедная страна, экономически зависимая от США, контролируемых Западом организаций и арабских стран с богатыми нефтяными запасами.

    3) Иран обладает размером, центральным расположением, населением, историческими традициями, нефтяными ресурсами и средним уровнем экономического развития, однако 90% мусульман мира - сунниты, в то время как в Иране преобладают шииты. К тому же исторически между персами и арабами сложились антагонистические отношения.

    4) Пакистан обладает размером, населением, военной мощью, однако является относительно бедной страной, страдающей от серьезной внутренней этнической и региональной раздробленности, политической нестабильности и проблемы поддержания безопасности с Индией.

    5) Саудовская Аравия - колыбель ислама, там расположены самые почитаемые святыни, она обладает самыми крупными в мире запасами нефти и, следовательно, финансовым влиянием, ее правительство ведет общество по исключительно исламскому пути. Однако относительно небольшое население Саудовской Аравии и географическая уязвимость делают ее зависимой от Запада в плане безопасности.

    6) Турция обладает историей, населением, средним уровнем экономического развития, национальным единством, военными традициями и компетенцией, чтобы стать стержневым государством ислама. Однако Ататюрк, четко определив Турцию как светскую страну, не дал ей перенять эту роль по наследству у Оттоманской империи. Пока Турция продолжает определять себя таким образом, роль лидера ислама ей заказана. Отказавшись от светскости как чуждой ей идеи, Турция может превратиться из страны- изгоя западной цивилизации в ведущую державу исламского мира.




  23. НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК:
    • порядок, сложившийся во времена "холодной войны" был результатом господства двух сверхдержав и их влияния на третий мир. Сегодня идея глобальной власти принадлежит прошлому, а глобальное сообщество остается далекой мечтой. В мире сложится либо порядок цивилизаций, либо вообще никакого. В этом мире стержневые страны цивилизаций являются источниками порядка внутри цивилизаций, а также влияют на установление порядка между цивилизациями путем переговоров с другими стержневыми странами.
    • стержневая страна может выполнять свои функции по поддержанию порядка только потому, что другие страны воспринимают ее как культурного родственника. Цивилизация - это большая семья, и стержневые государства как признанные старшие члены семьи поддерживают своих родственников и обеспечивают порядок. В регионе, где есть доминирующее государство, мир может быть достигнут только под предводительством этой страны. Региональная власть становится ответственной и легитимной только в том случае, когда она применяется стержневыми государствами по отношению к другим странам своей цивилизации. Когда у цивилизации нет стержневой страны, проблемы создания порядка внутри цивилизации и ведения переговоров о взаимоотношениях между цивилизациями становятся намного более трудными. Там же, где есть стержневая страна, появляются центральные составляющие нового мирового порядка, основанного на цивилизациях.
    • cтраны в цивилизационных блоках можно расположить концентрическими кругами вокруг стержневой страны (стран), отражая степень их отождествления с этим блоком и интеграции в него.



  24. СТОЛКНОВЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:
    • некоторые межцивилизационные отношения больше чреваты конфликтами, чем другие. На микроуровне наиболее напряженные линии разлома проходят между исламом и его православными, индуистскими, африканскими и западнохристианскими соседями. На макроуровне самое главное разделение - "Запад и остальные". Самые опасные столкновения в будущем, скорее всего, будут происходить из-за заносчивости Запада, нетерпимости ислама и синской самоуверенности.
    • основной проблемой взаимоотношения между Западом и остальными стало несоответствие между стремлением Запада (особенно США) насаждать западную культуру в качестве универсальной и все снижающейся способностью делать это.
    • Запад будет пытаться сохранить свое высокое положение и защищать свои интересы, называя их интересами "мирового сообщества". Это выражение стало эвфемизмом, призванным придать иллюзию правомочности в глазах всего мира действиям, отражающим интересы США и других западных держав. Жители не-Запада не упускают случая указать на расхождение между принципами и поступками Запада. Лицемерие, двойные стандарты, излюбленный оборот "да, но..." - вот цена претензий на универсализм.



  25. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  МЕЖДУ  ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ: по степени антагонистичности можно поделить на такие категории:
    • наиболее конфликтные: Запад - исламская; Запад - синская (Китай); православная (русская) - Японская; православная (русская) - исламская; индуистская (Индия) - исламская; индуистская (Индия) - синская (Китай); исламская - африканская.
    • и конфликты, и сотрудничество: Запад - индуистская (Индия); Запад - японская; православная (русская) - синская (Китай).
    • и сотрудничество, и конфликты: Запад - православная (русская); синская (Китай) - японская; синская (Китай) - исламская.
    • сотрудничество: Запад - латиноамериканская; Запад - африканская; православная (русская) - индуистская (Индия).



  26. Вопросы, которые стоят на повестке дня в международных отношениях: это области, в которых Запад сталкивается с проблемами по защите своих интересов перед не-западными обществами:
    1) распространение оружия массового поражения: стержневые государства и страны, которые являются или стремятся быть доминирующими в своем регионе державами, имеют особый стимул к приобретению ядерного оружия. Политика Запада, направленная на сдерживание этого процесса, в конце концов обязательно провалится. Распространение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения - это центральная составляющая медленного, но неминуемого рассеивания силы в полицивилизационном мире.

    2) права человека и демократия: сегодня почти все не-западные цивилизации сопротивляются насаждению западного понятия "прав человека" в качестве универсальной общечеловеческой ценности. Рост экономики азиатских стран делает их все менее восприимчивыми к давлению Запада в области прав человека и демократии. Если демократия придет в азиатские страны, то это произойдет потому, что все более влиятельные азиатская буржуазия и средний класс захотят этого. Снижается желание Запада поддерживать демократию в мире после "холодной войны": в не-западных обществах открытые и демократические выборы приводят к власти антизападных националистов и фундаменталистов.

    3) иммиграция - европейцы XIX в. были доминирующей расой по демографическому вторжению, они покоряли и обживали менее густонаселенные земли, экспорт людей был наиболее важным аспектом расцвета Запада. Однако к концу ХХ в. миграционный поток поменял свое направление: новые иммигранты приезжают в Европу и США в основном из не-западных обществ. При этом естественный рост населения в США очень низок, а в Европе практически равняется нулю. Именно на мигрантов приходится большая часть будущего роста населения в европейских странах. При этом мусульманские общины (к началу 1990-х две трети иммигрантов в Европу были мусульманами) не интегрируются в принявшие их культуры. Многие американцы все еще рассматривают свою страну как основанную европейцами, чьи законы являются британским наследием, чьим языком является английский, чьи институты и общественные учреждения находятся под влиянием классических западных норм, чья религия имеет иудео-христианские корни и чье величие изначально объясняется этикой протестантского отношения к труду. С 1990-х растет недовольство общественности иммиграцией, которую считают угрозой для американской культуры. Мексиканские иммигранты склонны сохранять свою мексиканскую идентичность, они сконцентрированы на юго-западе Соединенных Штатов, в районе, который был аннексирован Штатами после победы над Мексикой в середине XIX в. экономическое развитие Мексики наверняка вызовет у мексиканцев реваншистские настроения.




  27. КОНФЛИКТЫ  МЕЖДУ  ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ: существуют на нескольких уровнях:
    • на локальном уровне возникают конфликты по линии разлома: между соседними государствами, принадлежащими к различным цивилизациям; внутри одного государства между группами из различных цивилизаций. На этом уровне современной мировой политики основные конфликты возникают между мусульманами и немусульманами.
    • на глобальном уровне возникают конфликты между стержневыми государствами различных цивилизаций. Основное столкновение - между Западом и цивилизациями- претендентами: мусульманский демографический рост и азиатский экономический подъем (особенно возвышение Китая) - потенциальный источник наиболее важных межцивилизационных конфликтов.



  28. КОНФЛИКТЫ ПО ЛИНИЯМ РАЗЛОМА:
    • могут происходить между принадлежащими к различным цивилизациям а) государствами; б) неправительственными группировками; в) между государствами и неправительственными группировками. Для них свойственны ожесточенность и кровопролитность, поскольку на кону - фундаментальные вопросы идентичности. Чаще всего в таких конфликтах борьба идет за обладание территорией. Целью по меньшей мере одного из участников конфликта является завоевание территории и освобождение ее от другого народа путем изгнания или физического уничтожения, или того и другого вместе (что представляет собой "этническую чистку"). Являющаяся объектом спора территория часто рассматривается одной или обеими сторонами как крайне важный символ их истории и идентичности, как некая священная земля, на которую они имеют незыблемое право: западный берег реки Иордан, Кашмир, Нагорный Карабах, долина Дрины, Косово. Такие войны с трудом поддаются разрешению посредством переговоров и компромиссов. Если соглашение достигнуто, часто случается так, что его подписывают не все группы с обеих сторон конфликта, и обычно этому соглашению следуют недолго. Войны по линиям разломов являются войнами переменного характера: они могут взорваться акциями массового насилия и затем угаснуть до вялотекущих боевых действий. Однако костры общинной идентичности и ненависти редко затухают полностью.
    • войны вдоль линий разлома: имеют затянувшийся, периодический характер, высокий уровень насилия; исходят из глубочайшего различия - религиозного. Локальные конфликты приобретают глобальное значение, поскольку в них участвуют группы, представляющие собой более крупные культурные общности (цивилизации). Благодаря развитию транспортных сообщений и средств коммуникации борющимся группам стало проще обращаться с просьбами о помощи, а родственные им группы могут сразу же узнавать о судьбе этих партий, обеспечивая им моральную, дипломатическую, финансовую и материальную поддержку.



  29. Локальные конфликты по линиям разлома между мусульманами и немусульманами. Какими факторами обусловлен всплеск в конце ХХ века войн вдоль линий разлома и ведущая роль мусульман в них? Эти войны имеют свои корни в истории. В прошлом бывало, что между разными цивилизационными группами на протяжении веков периоды взаимной подозрительности чередовались с жестокими вспышками насилия. И в настоящем живут воспоминания о прошлых событиях. Почему в конце ХХ века вновь началась полоса насилия? Одной из причин стали изменения в демографическом балансе. Численный рост одной группы порождает политическое, экономическое и социальное давление на другие группы и вызывает ответное противодействие. Почему в настоящее время мусульманские группы прибегают к насилию, причем как в рамках ислама, так и за его границами?
    • во-первых, ислам с самого начала был религией меча и он прославляет военную доблесть.
    • во-вторых, сухопутная мусульманская и не-мусульманская экспансии привели к тому, что мусульмане и не-мусульмане живут по всей Евразии в тесном физическом соседстве друг с другом.
    • в-третьих, ислам - абсолютистское вероисповедание, даже в большей мере, чем христианство. Отношение между мусульманами и не-мусульманами может быть названо как "неперевариваемость". Это три причины исламской конфликтогенности на протяжении истории.
    • три причины этого явления в конце ХХ века: во-первых, западный империализм, с т.з. мусульман, породил оскорбительное для них представление о мусульманской военной и экономической слабости, предубеждение, сопоставимое с антисемитизмом.
    • более убедительный фактор, объясняющий как внутриисламские конфликты, так и конфликты вне его границ, является отсутствие в исламе одной или нескольких стержневых стран. Ни одна из них не занимает достаточно сильной позиции, чтобы вмешиваться в конфликты внутри границ ислама; ни одна из них не способна выступать от лица всего ислама в конфликтах между мусульманскими и не-мусульманскими группами.
    • самая важная причина - демографический взрыв в мусульманских странах и значительная доля в общей численности населения мужчин в возрасте от 15 до 30 лет, зачастую не имеющих работы.



  30. СТРУКТУРА ЛОКАЛЬНОЙ ВОЙНЫ вдоль линии разлома:
    в ходе войны многочисленные идентичности постепенно исчезают, и преобладающей становится идентичность, наиболее значимая в конфликте. Почти всегда этой идентичностью является религия. Психологически религия является наиболее убедительным обоснованием для борьбы с "безбожным" противником. Практически - религиозное (цивилизационное) сообщество - это та наиболее широкая общность, к которой вовлеченная в конфликт местная группа может обратиться за поддержкой. Если в локальной войне между двумя африканскими племенами одно сумеет идентифицировать себя как мусульмане, а другое - как христиане, первое племя может надеяться на саудовские деньги, афганских муджахеддинов, иранское оружие и военных советников, а второе племя может рассчитывать на экономическую и гуманитарную помощь Запада и политическую и дипломатическую поддержку западных правительств. Локальная война становится войной религий, столкновением цивилизаций, чреватым последствиями для этих громадных сегментов человечества, а не только для ее непосредственной группы-участницы. Сегодня ведущие страны цивилизаций видят необходимость не допустить поражения в локальном конфликте, ибо оно способно послужить пусковым механизмом для нарастающей череды потерь.



  31. Уровни вовлеченности стран и групп в войны по линиям разлома:
    • главный уровень: участники, которые фактически ведут боевые действия и убивают друг друга. Это могут быть государства (например: война между Индией и Пакистаном, между Израилем и его соседями) или местные группы, претендующие на роль государств в зачаточном состоянии (Босния, армяне Нагорного Карабаха). Обычно на этом уровне задействовано относительно небольшое число людей и вооружений.
    • второстепенные участники: обычно это родственные государства, напрямую связанные с главными участниками (например, правительства Сербии и Хорватии; правительства Армении и Азербайджана). Они поддерживают родственные группы среди участников первого уровня и одновременно стремятся их сдержать, чтобы предупредить разрастание войны и самим не оказаться непосредственно в ней замешанными. Одновременно они ведут переговоры со своими противниками второго и третьего уровней по другую сторону линии разлома, чтобы не допустить перерастания локальной войны в более крупную, в которую окажутся непосредственно втянутыми стержневые государства.
    • третьестепенные участники: находятся много дальше от реальных сражений, но имеют цивилизационные узы с его участниками (например, Германия, Россия и исламские страны по отношению к бывшей Югославии; Россия ,Турция и Иран - в случае армяно- азербайджанского конфликта). Зачастую участниками третьего уровня являются стержневые страны своих цивилизаций. Войны по линиям разлома прекращаются благодаря усилиям их третьестепенных и второстепенных участников. Оказав поддержку своим воюющим цивилизационным сородичам, они приобретают рычаги воздействия на него. Решение задачи о том как предотвратить перерастание локальных войн в глобальные зависит от действий и интересов стержневых стран основных цивилизаций.
    • диаспоры участников главного уровня, осуществляя внешнюю помощь в виде денежных средств, оружия и добровольцев, часто оказывают существенное воздействие на исход войны.



  32. ИСЛАМ И ЗАПАД: конфликт глобального уровня:
    • oсновная проблема Запада - отнюдь не исламский фундаментализм. Это - ислам, иная цивилизация, народы которой убеждены в превосходстве своей культуры и которых терзает мысль о неполноценности их могущества. Для ислама проблема - не ЦРУ и не Пентагон, а Запад, иная цивилизация, народы которой убеждены во всемирном, универсальном характере своей культуры и которые верят, что их превосходящая прочих, пусть и клонящаяся к упадку мощь возлагает на них обязательство распространять свою культуру по всему миру.
    • четырнадцативековая история взаимоотношений между исламом и христианством свидетельствует: ислам является единственной цивилизацией, по меньшей мере дважды ставившей под сомнение выживание Запада (начиная с первой высадки мавров в Испании вплоть до второй осады турками Вены). Причины этого конфликта проистекают из природы двух религий и тех цивилизаций, в основе которых они лежат. Конфликт породили не столько различия, сколько сходство обеих религий: обе они монотеистические, воспринимающие мир дуалистически - "мы" и "они", обе универсалистские и каждая провозглашает себя единственно верной. Обе - миссионерские, убежденные, что их последователи обязаны обращать неверующих в единственно истинную веру. Концепции "джихада" и "крестового похода" не только сходны между собой, но и отличают эти две религии от прочих основных мировых религий. Это причина конфликта между исламом и христианством, а на уровень его ожесточенности на протяжении всего времени оказывали влияние демографический рост и спад, экономическое развитие, технологические изменения и интенсивность религиозных убеждений.



  33. В конце ХХ века следующее сочетание факторов обострило конфликт между исламом и Западом:
    • рост населения в мусульманских странах породил значительное число безработных и недовольных молодых людей, которые вливаются в ряды исламистских организаций и мигрируют на Запад.
    • Исламское возрождение придало мусульманам новую уверенность в превосходстве их ценностей и культуры над западной.
    • совпавшие по времени с Исламским возрождением усилия Запада превратить свои ценности и общественные институты во всеобщие, стремление сохранить свое военное и экономическое превосходство, а также вмешиваться в конфликты в исламском мире, вызывают среди мусульман яростное возмущение.
    • крушение коммунизма лишило Запад и исламский мир общего врага, и каждая из сторон превратилась в отчетливо осознаваемую угрозу для другой. Действия исламского мира и Запада в отношении друг друга отличаются куда большим уровнем насилия, чем та тактика, которой придерживались США и СССР друг против друга в "холодной войне". За редкими исключениями, ни одна из супердержав не убивала целенаправленно граждан или даже военнослужащих стороны противника. Ныне в мусульманских странах умеренное большинство молчаливо одобряет любые акты насилия, направленные против Запада, а европейские народы широко поддерживают и редко критикуют те шаги, которые США предпринимают в отношении мусульманских противников (что удивительно контрастирует с энергичным сопротивлением, которое они во время "холодной войны" оказывали действиям американцев, направленным против Советского Союза и коммунизма).
    • возрастающие контакты между мусульманами и людьми Запада усиливают у тех и других ощущение собственной идентичности и понимание того, как эта идентичность отличает их друг от друга.
    • таким образом, сегодня конфликты между исламом и христианством меньше фокусируются на территории, а скорее на более широких, межцивилизационных проблемах, таких как распространение вооружений, права человека и демократия, контроль над нефтью, миграция, исламский терроризм и вмешательство Запада. До тех пор, пока ислам остается исламом (каковым он и останется) и Запад остается Западом (что более сомнительно), этот фундаментальный конфликт между двумя великими цивилизациями и свойственным каждой образом жизни будет продолжаться.



  34. АЗИЯ (КИТАЙ) И ЗАПАД (США): конфликт глобального уровня:
    • азиатская модель международной политики - по иерархии сил - коренным образом отличается от европейской модели баланса сил. Европейская модель международного сообщества отражает европейскую модель внутренней структуры общества: некоторое рассредоточение власти является и полезным, и желательным. Отсюда - принцип разделения властей, принцип сдерживания и противовесов, принцип баланса сил. Наоборот, в азиатских бюрократических империях вряд ли нашлось бы место для идеи социального и политического плюрализма. "Примыкание к сильному" - наиболее распространенный и традиционный образец политического поведения. Вплоть до середины XIX века международные отношения в Восточной Азии были синоцентрическими, когда все остальные страны ранжировались в зависимости от различной степени подчиненности Пекину, сотрудничества с Пекином или автономии от него.
    • на протяжении нескольких веков западного доминирования международные отношения, которые принимались в расчет, представляли собой игру Запада - ее разыгрывали ведущие западные государства, которых дополняла Россия с XVIII века, а с XX в. - Япония. Основной мировой ареной была Европа. В мире после "холодной войны" ключевой зоной событий становится Азия, в особенности - Восточная Азия, которая представляет собой котел цивилизаций. Здесь расположены страны, принадлежащие к 6 цивилизациям: японской, китайской, православной, буддистской, мусульманской и западной. Стержневые страны четырех цивилизаций - Япония, Китай, Россия и США - являются главными действующими лицами в Восточной Азии; с учетом Южной Азии - еще и Индия; а Индонезия представляет собой находящееся на подъеме мусульманское государство. Экономический подъем Восточной Азии породил все возрастающую уверенность азиатских государств в своих силах, повысил их способность добиваться своего в экономической борьбе с США. Усиливающееся китайское влияние в регионе увеличивает вероятность того, что Китай вновь станет претендовать на свою традиционную гегемонию в Восточной Азии, вынуждая другие страны либо "подстроиться" к победителю, либо "балансировать", то есть пытаться скомпенсировать китайское влияние.
    • в Восточной Азии в 1990-х имеются неразрешенные территориальные споры: неурегулированный вопрос между Россией и Японией о Курильских островах; разногласия между Китаем, Вьетнамом и Филиппинами по поводу Южно-Китайского моря; споры относительно границ Китая, с одной стороны, с Россией и Индией, с другой; волнения или сепаратистские движения, в большинстве случаев поддерживаемые из-за рубежа, имеют место на Минданао, в Восточном Тиморе, в Тибете, в южном Таиланде и в восточной Мьянме. Если в Западной Европе, после многовекового соперничества, царит мир и война совершенно немыслима, то в Восточной Азии ситуация иная.
    • американские отношения как с Японией, так и с Китаем, последовательно ухудшались на протяжении 1990-х. Это изменение в азиатско-американских отношениях затронуло столь широкую область, что казалось невероятным, чтобы причины происшедшего сдвига можно было отыскать в частных конфликтах интересов относительно автомобильных запчастей, продаж камер или сохранения военных баз, с одной стороны, или заключения в тюрьмы диссидентов, передаче вооружений или интеллектуальном пиратстве - с другой. Изменяющаяся международная обстановка выдвинула на авансцену фундаментальные культурные различия между азиатской и американской цивилизациями. На самом общем уровне конфуцианский этос, пропитывающий большинство азиатских обществ, особый акцент делает на ценностях власти, иерархии, подчиненности личных прав и интересов, на важности консенсуса, нежелательности конфронтации, на "сохранении лица" и на верховенстве государства над обществом и общества над личностью. Кроме того, азиатским народам свойственно рассматривать эволюцию своих стран в сроках веков и тысячелетий и отдавать приоритет долгосрочным целям. Подобное мироотношение резко контрастирует с доминирующем в американском общественном сознании приматом свободы, идеалами равенства, демократии и индивидуализма, тенденции американцев не доверять правительству и противостоять власти, поощрению конкуренции, возвеличиванию прав человека.
    • история Китая, его культуры, обычаи, размеры, динамизм экономики и самопредставление - все это побуждает Китай занять свою традиционную гегемонистскую позицию в Восточной Азии.



  35. Будущее западной цивилизации:
    • современный Запад является зрелым обществом, он вступает в эпоху, которую будущие поколения, согласно повторяющейся схеме развития цивилизаций, будут вспоминать как "золотой век", период мира, сокращения внутренней агрессии. В предшествующих цивилизациях эта фаза благословенного золотого века завершалась либо драматично и скоротечно, победой внешнего государства, принадлежащего к иной цивилизации, либо медленно и болезненно из-за внутреннего разложения. Важнейший вопрос для современного Запада: способен ли он, оставляя в стороне все прочие внешние вызовы, остановить и обратить вспять внутренние процессы разложения. В середине 1990-х у Запада отмечались многие характерные черты, определенные Кэрол Куигли как свойственные зрелой цивилизации на грани разложения. Наиболее важными из них (в большей мере, чем экономика и демография), являются проблемы падения нравов, культурного суицида и общественной разобщенности.
    • возможный отказ США от идеала западной цивилизации означает конец западной цивилизации. Без Соединенных Штатов Запад превратится в очень маленькую, исчезающую часть мирового населения на небольшом и не имеющем значения полуострове на оконечности громадного Евразийского континента.
    • в возникающем мире столкновения цивилизаций западная вера в универсальность западной культуры страдает от трех недостатков - она неверна, аморальна и опасна. Ошибочность этой веры - краеугольная идея книги Хантингтона. Западная цивилизация ценна не потому, что она универсальна, а потому, что действительно уникальна. Западное христианство, плюрализм, индивидуальная свобода, политическая демократия, верховенство закона, права человека - это фундаментальные ценности и ключевые характеристики именно западной, а не какой-либо иной цивилизации. Следовательно, главная ответственность западных лидеров состоит вовсе не в том, чтобы пытаться изменить другие цивилизации по образу и подобию Запада - что выше его клонящегося к упадку могущества, - но чтобы сохранить, защитить и обновить уникальные качества западной цивилизации.



  36. Значение термина "универсальная цивилизация":

    1) если под универсальной цивилизацией имеется в виду то обстоятельство, что все люди в течение всей истории разделяли некоторые фундаментальные ценности и институты (например, убийство - это зло; семья - это базовый социальный институт), то это может определить некоторые константы в человеческом поведении, н не может осветить или объяснить историю, которая состоит из перемен в человеческом поведении. Кроме того, если термин "цивилизация" поднять и распространить на все, что есть общего у человечества в целом, нам придется изобретать новый термин для обозначения самых крупных общностей людей.

    2) термин "универсальная цивилизация" может обозначать то общее, что есть у цивилизованных обществ (например, города и грамотность), то, что отличает их от примитивных обществ и варваров. В этом смысле универсальная цивилизация действительно зарождается, поскольку исчезают примитивные народы. Цивилизация в этом смысле постоянно, в течение всей истории человечества, расширялась, и рост цивилизованности был вполне совместим с существованием множества цивилизаций.

    3) термином "универсальная цивилизация" некоторые считают "давосскую культуру": каждый год около тысячи бизнесменов, банкиров, правительственных чиновников, интеллектуалов и журналистов из десятков стран встречаются в Швейцарии на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Почти у всех этих людей есть университетские степени по точным наукам, общественным наукам, бизнесу, праву; они работают со словами и/или числами, довольно бегло говорят по-английски; работают на правительства, корпорации и академические учреждения, у которых сильные международные связи, и часто выезжают за пределы своей родной страны. Они, как правило, разделяют веру в индивидуализм, рыночную экономику и политическую демократию, что также широко распространено среди людей западной цивилизации. Однако вне Запада эту культуру разделяет 1% мирового населения. Это далеко не универсальная цивилизация, а общая интеллектуальная культура элиты.

    4) была выдвинута идея о том, что рост западных моделей потребления и популярной культуры по всему миру создает универсальную цивилизацию. Этот аргумент не существенен: культурные увлечения всегда передавались от одной цивилизации к другой. Нововведения в одной цивилизации часто принимаются другими. Но это, как правило, либо технологии, либо мимолетные причуды, которые приходят и уходят, не изменяя базовой культуры заимствующей их цивилизации. Суть западной цивилизации - это Magna Carta (Великая хартия вольностей 1215 г.), а не Magna MacDonald's. Тот факт, что жители не-Запада могут укусить гамбургер, не подразумевает, что они примут первое.
    Немного более усложненная версия универсальной массовой культуры фокусирует внимание не на товарах для потребления в общем, а на СМИ, скорее, на Голливуде, чем на кока-коле. Однако индустрия развлечений, эксплуатирующая универсальный человеческий интерес к любви, сексу, тайне, героизму и богатству, не равнозначна культурному преображению или сближению точек зрения и убеждений. Одинаковые образы, транслируемые в разных культурных общностях, вызывают совершенно различную реакцию. Кроме того, к началу девяностых модернизация и экономическое развитие в не- западных обществах стали приводить к возникновению локальных и региональных медиа- индустрий, удовлетворяющих определенным вкусам этих сообществ.

    5) широко распространенная концепция о том, что западная цивилизация есть универсальная цивилизация мира, является характерным продуктом западной цивилизации. Этой концепцией она оправдывает свое культурное господство над другими обществами и необходимость для этих обществ копировать западные традиции и институты. Тогда как "идея универсальной цивилизации находит мало поддержки в других цивилизациях. Не- Запады видят западным то, что Запад видит универсальным. То, что жители Запада объявляют мирной глобальной интеграцией, например распространение всемирных средств массовой информации, представители остального мира осуждают как гнусный западный империализм".




  37. Почему западная цивилизация не является универсальной: эта концепция строится на трех ложных предпосылках:

    1) допущение, что падение советского коммунизма означает всеобщую победу либеральной демократии во всем мире. Однако две эти идеологии вовсе не представляют собой единственную альтернативу дальнейшего развития человечества, как представлялось во времена холодной войны. Более того, основные политические идеологии ХХ века являются порождениями западной цивилизации и по мере того, как мир уходит от господства Запада, сходят на нет эти идеологии, а на их место приходят религиозные и другие культурные формы идентификации.

    2) второе предположение основано на том, что усиливающееся взаимодействие между народами - торговля, инвестиции, туризм, СМИ, электронные средства связи - порождают мировую культуру. В том, что информационный поток между народами увеличивается, сомнений нет. Однако увеличивает или снижает торговля вероятность конфликтов? Факты не подтверждают либеральное, интернационалистическое допущение о том, что коммерция несет с собой мир. Ответом на глобализацию является глобальное религиозное возрождение.

    3) третий аргумент в пользу возникновения универсальной цивилизации рассматривает ее как результат широких процессов модернизации, которая идет с восемнадцатого века. Модернизация включает в себя: индустриализацию, урбанизацию, растущий уровень грамотности, образованности, благосостояния и социальной заботы, а также более сложные и многосторонние профессиональные структуры. Т.о. модернизация и есть то, что делает общество современным. Было бы ошибкой думать, что современное общество должно соответствовать единому типу - западному. Запад был Западом задолго до того, как он стал современным. Ключевые характеристики, которые отличают его от других цивилизаций, возникли раньше его модернизации. Модернизация не-западных обществ не только не означает их культурную вестернизацию, успешная модернизация, напротив, только усиливает местные культуры.




  38. Правила поддержания международного порядка в полицивилизационном мире:
    • правило воздержания: чтобы избежать крупных межцивилизационных войн, стержневые страны должны воздерживаться от вмешательства в конфликты других цивилизациях. Западным лидерам необходимо осознать, что вмешательство Запада в дела других цивилизаций является наиболее опасным источником потенциального глобального конфликта в полицивилизационном мире.
    • правило совместного посредничества: стержневым странам необходимо договариваться между собой с целью сдерживания войн по линиям разлома между государствами, относящимися к их цивилизациям. Вероятнее всего, в полицивилизационном мире стержневые страны могут считать лишь своей прерогативой обладание ядерным оружием и отказывать в этом праве другим членам своих цивилизаций. более или менее стабильным может быть тот мир, в котором ядерным оружием обладают только одно или два стержневых государства в каждой из основных цивилизаций. В полицивилизационном мире каждой крупной цивилизации следовало бы быть представленным равным образом в важнейших международных организациях (сформированные после Второй Мировой войны в соответствии с западными интересами и ценностями, они слабо отражают реальную расстановку сил в наше время).
    • правило общностей: людям всех цивилизаций следует искать и стремиться распространять ценности, институты и практики, которые являются общими и для них, и для людей, принадлежащих к другим цивилизациям.



  39. на главную страницу
    Hosted by uCoz