ЛАО-ЦЗЫ, "Дао  дэ  Цзин"

  1. Дао: вечное, неизменное, бесформенное начало, основа всех вещей и явлений.
    • оно не имеет собственных желаний;
    • не рассматривает себя властелином всего сущего, хотя рождает его;
    • предшествует небесному владыке (государю);
    • принцип дао: ничего нового, следовать естественности, умеренность и воздержание;
    • действие дао: превращение в противоположное: "бытие и небытие порождают друг друга", "несчастье - опора счастья, в счастье заключено несчастье", "незнатные являются основой для знатных";
    • "Когда устранили великое дао, появились "человеколюбие" и "справедливость". "Совершенномудрый не обладает человеколюбием и предоставляет народу возможность жить собственной жизнью". Согласно Лао-цзы, все социальные явления должны быть подчинены естественной необходимости, поэтому он отвергал конфуцианское понятие жэнь / человеколюбие, считая его чуждым сущностной природе человека.



  2. Цель последователей даосизма: достичь единства с дао - первоосновой мира. Единство субъективной реальности человека и объективной реальности мира. Достигается посредством недеяния.



  3. Недеяние:
    • совершенномудрый совершает дела недеянием.
    • "Осуществление недеяния всегда приносит спокойствие". "Когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным".
    • "Если кто-нибудь силой пытается овладеть страной, то, вижу я, он не достигает своей цели. Страна подобна таинственному сосуду, к которому нельзя прикоснуться. Если кто-ниубдь тронет, то потерпит неудачу", "Поднебесную получают во владение посредством недеяния".
    • "Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников. Поэтому совершенномудрый говорит: "Если я не действую, народ будет находиться в самоизменении. Если я спокоен, народ сам будет исправляться".



  4. Бесстрастие:
    • "Если не показывать того, что может вызвать зависть, то не будут волноваться сердца народа. Поэтому, управляя страной, совершенномудрый делает сердца подданных пустыми, а желудки - полными", "стремится к тому, чтобы у народа не было знаний и страстей, а имеющие знание не смели бы действовать".
    • "Быстрая езда и охота волнуют сердце. Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления".
    • "Отсутствие желание приносит покой, и тогда порядок в стране сам собой установится".
    • "Нет больше несчастья, чем незнание границы своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление к приобритению богатств".



  5. Нарушение дао - лишнее желание и бесполезное поведение:
    • это все то, что нарушает естественность. Чрезмерный эгоизм, чрезмерное богатство, множество законов.
    • "Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, тот не достигнет успеха. Если исходить из дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа."
    • "Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и бахвальством".
    • Но не стоит действием искоренять нарушение дао - ибо это будет также нарушение дао: что не естественно, то само искоренится, вследствие природного движения вещей.



  6. Природное движение вещей в мире:
    • В мире большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу. "Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение".
    • "Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством. Знание постоянства называется достижением ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядку и в результате к злу. Знающий постоянство становится совершенным; тот, кто достиг совершенства, становится справедливым; тот, кто обрел справедливость, становится государем. Тот, кто становится государем, следует небу. Тот, кто следует небу, следует дао. Тот, кто следует дао, вечен, и до конца жизни такой государь не будет подвергаться опасности".



  7. Пустота: "Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты".



  8. Незнание: "В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знания. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи приводит страну к счастью".



  9. Человек, обладающий высшей добродетелью, так же как и вода, не борется с вещами, поэтому он не совершает ошибок. "Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с ними".



  10. "Слава и позор подобны страху. Нижестоящие люди приобретают славу со страхом и теряют ее также со страхом". "Знатность подобна великому несчастью в жизни. Это значит, что я имею великое несчастье, потому что я дорожу самим собой. Когда я не буду дорожить самим собою, тогда у меня не будет и несчастья".



  11. Ритуал: человек, во всем соблюдающий ритуал, действует, надеясь на взаимность. Если он не встречает взаимности, то он прибегает к наказаниям. Ритуал появляется только после утраты справедливости. "Ритуал - это признак отсутствия доверия и преданности. В ритуале - начало смуты".



  12. Правитель: "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те, которых народ презирает".



  13. Война:
    • "Где побывали войска, там растут терновик и колючки. После больших войн наступают голодные годы".
    • "Искусный полководец побеждает и на этом останавливается, и он не осмеливается осуществлять насилие. Он побеждает и себя не прославляет. Он побеждает потому, что его к этому вынуждают".
    • "Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а в случае победы себя не прославлять. Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране".
    • "Хорошее войско - средство, порождающее несчастье, его ненавидят все существа".
    • "Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью".



  14. "То, что спокойно, легко сохранить. То, что еще не показало признаков, легко направить. Действие надо начать с того, чего еще нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда еще нет смуты".



  15. Политическая программа:
    • "Пусть государство будет маленьким, а население - редким. Если в государстве имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко от своих мест. Если в государстве имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма".
    • "Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга".
    • "Нужно указывать людям, что они должны быть простыми и скромными, уменьшать личные желания и освобождаться от страстей".

на главную страницу
Hosted by uCoz