ЛЮДВИГ фон   МИЗЕС
"Либерализм в классической традиции"




  1. Каналы для продвижения человека по социальной лестнице.
    В странах, частично реализовавших либеральную программу, вершину социальной пирамиды составляли в основном не те, кто с рождения имел привилегированное положение благодаря богатству/ высокому титулу своих родителей, а те, кто при благоприятных условиях выбрались из стесненных обстоятельств, прокладывая путь своим собственным трудом. Барьеры, в прежние века отделявшие господ от рабов, рухнули.



  2. Цель либерализма - повышение материального благосостояния людей.
    Либерализм не касается их внутренних духовных потребностей. Возможно, это недостаток либерализма: он ничего не мог предложить более глубоким чаяниям человека, но не от пренебрежения, а от убеждения, что самое высокое и глубокое в человеке не может быть затронуто никаким внешним регулированием. Либерализм не имеет целью создать что-либо иное, кроме внешних предпосылок развития внутренней жизни.



  3. Рационализм.
    Суть либерализма - в стремлении чтобы в сфере социальной политики так же признавался здравый смысл, как он без всяких возражений признается в других сферах человеческой деятельности.



  4. Собственность.
    • Есть 4 фактора производства: труд, капитал, земля и средства производства. Есть две различные системы кооперации, существующие при разделении труда:
      1) основана на частной собственности на средства производства - либерализм/ капитализм;
      2) основана на общественной собственности на средства производства - социализм/ коммунизм.
      А в частной собственности либерал видит наиболее удобный принцип для организации жизни человека в обществе.
    • Частная собственность и правительство. Любой правительственной власти присуще стремление не признавать никаких ограничений на свою деятельность и распространять сферу своего господства как можно дальше. Если бы только на пути не стояла частная собственность! Частная собственность создает для человека сферу, где он свободен от государства, ставит пределы осуществлению воли властей.



  5. Равенство всех граждан перед законом.
    • свободный труд более производителен, чем рабский/ крепостной. Раб не заинтересован в том, чтобы стараться изо всех сил, он работает насколько это необходимо для того, чтобы избежать наказания за невыполненный минимум работы. Свободный рабочий знает, что чем большего результата он достигает своим трудом, тем больше ему заплатят. Болтуны могут бесконечно спорить по поводу того, предназначены ли все люди для свободы и готовы ли они к ней в данный момент. Мы, либералы, не утверждаем, что Бог или Природа задумали всех людей свободными, так как не посвящены в замыслы Бога или Природы. Мы утверждаем, что система, основанная на свободе для всех работников, гарантирует наивысшую производительность труда и, следовательно служит интересам всех.
    • поддержание социального мира. Cледует избегать нарушений мирного процесса разделения труда. Почти невозможно сохранить продолжительный мир в обществе, где права и обязанности различаются в соответствии с классовой принадлежностью.



  6. Мир - залог/необходимое условие разделения труда .
    • Либеральная критика аргументов в защиту войн принципиально отличается от критики гуманистов: единственное, что дает возможность человечеству двигаться вперед и что отличает человека от животных, это социальная кооперация. Единственное, что производительно, это труд: он создает богатство и тем самым закладывает материальные основы для внутреннего расцвета человека. Война только разрушает; она не создает. Гражданская война уничтожает разделение труда, она вынуждает каждую группу людей существовать самостоятельно, за счет труда своих сторонников. Разделение труда может развиваться только в условиях безопасности, в обществе, где есть гарантии социального мира. Если разделение труда должно охватить весь свет - должен быть гарантирован продолжительный мир между народами.
    • Развитие сложной системы международных экономических отношений сделали возможной широкую специализацию современного производства с сопутствующими улучшениями технологии.
    • Из международного разделения труда либерализм и выводит решительный и неопровержимый довод против войны. Разделение труда уже давно вышло за рамки отдельной нации. Ни одна цивилизованная нация сегодня не удовлетворяет свои потребности исключительно только за счет собственного производства. Все вынуждены получать товары из-за рубежа и платить за них экспортом отечественной продукции.



  7. Свобода мысли, веры, слова.
    • Либерализм ограничивает свое внимание земной жизнью - царство религии не входит в этот мир. Либерализм не вторгался во владения религиозной веры, но он столкнулся с церковью как политической силой, претендующей на право регулировать в соответствии со своими взглядами не только отношения человека с грядущим миром, но также и дела мира нынешнего.
    • Либерализм провозглашает терпимость к любой религиозной вере не по причине безразличия, а из убеждения в том, что гарантия мира внутри общества должна иметь приоритет над всем и всеми. Нет места притязанию церкви на монополию воспитания, образования. Церкви может и должно быть отдано все, что предоставляют ей приверженцы по собственной доброй воле. Ей не может быть позволено ничего в отношении тех людей, которые не хотят иметь с ней ничего общего.



  8. Идеология либерализма.
    • Цель внутренней и внешней политики либерализма: мир. Его мышление космополитично: оно включает всех людей и весь мир. Либерализм в этом смысле является гуманистическим учением, а либерал - гражданином мира или космополитом.
    • Фритрейд: либералы против национализации железных дорог, шахт, предприятий, протекционистских тарифов. Нелепость протекционизма: все страны хотят сократить свой импорт, увеличивая в то же самое время свой экспорт.



  9. Функция, которую либеральная доктрина возлагает на государство: защита собственности, свободы и мира.
    • Государство: аппарат принуждения и насилия, который заставляет людей придерживаться правил жизни в обществе.
      Закон: правила, в соответствии с которыми действует государство.
      Правительство: органы, на которых лежит ответственность за управление аппаратом принуждения.
      Функция государства: людей, чьи действия представляют опасность для продолжения существования общества, принуждать воздержаться от них: от неуважения к жизни, здоровью, личной свободе и частной собственности других. Немецкий социалист Фердинанд Лассаль назвал это: "государство-ночной сторож".
    • Наибольший вред в принудительной силе, которая оправдывает себя "именем государства" - она направляет свои удары против возникающих инноваций, что поддерживается согласием большинства. НО: Насильственное сопротивление государственной власти - последнее средство меньшинства в попытке вырваться из-под гнета большинства. Меньшинство, которое хочет увидеть торжество своих идеалов, должно добиваться интеллектуальными средствами того, чтобы стать большинством.
    • Государство должно быть устроено так, чтобы рамки его законов давали человеку определенную свободу, в пределах которой он мог бы двигаться свободно. Гражданин не должен быть столь жестко ограничен в своей деятельности, чтобы при расхождении взглядов с властями он оказался перед единственным выбором - либо погибнуть, либо уничтожить государственный механизм.
    • Подавление поведения, опасного для общественного порядка, - суть государственной деятельности; в социалистическом государстве к этому добавляется контроль над средствами производства. НО: Как только мы отказываемся от принципа: государство не должно вмешиваться ни в какие вопросы, касающиеся образа жизни, мы приходим к регулированию и ограничению вплоть до мельчайших деталей. Личная свобода человека отменяется. Он становится рабом общества и обязан подчиняться диктату большинства. Дать большинству право диктовать меньшинству, о чем и как ему думать, что читать и что делать, - значит, раз и навсегда положить конец прогрессу. Свободный человек должен уметь мириться с тем, что его сограждане действуют и живут не так, как он считает правильным. Он должен освободиться от привычки звать полицию, как только ему что-то не нравится.



  10. Выборность правительства.
    • Правительство - меньшинство по сравнению с теми, кем они управляют, - и оно зависит от согласия управляемых, т.е. от принятия ими существующей администрации. Ни одно правительство не может удерживать власть, если оно не имеет поддержки общественного мнения, если те, кем оно управляет, не убеждены в том, что это правительство хорошее. При любой форме государственного устройства существуют средства сделать правительство зависимым от воли управляемых: гражданская война, революция, восстание: те самые средства, применения которых либерализм хочет избежать. Не может быть продолжительного экономического улучшения, если мирное течение дел постоянно прерывается внутренними столкновениями.
    • Вот та область, где находит применение социальная функция демократии. Демократия - это такая форма политического устройства, которая позволяет адаптировать правительства к желаниям управляемых без насильственной борьбы. Если в демократическом государстве правительство более не проводит ту политику, которой хотело бы большинство населения, не нужно никакой гражданской войны. Путем выборов и парламентских соглашений перемена правительства происходит гладко.



  11. Право на самоопределение
    • либералы раннего времени думали: для обеспечения длительного мира достаточно заменить власть династических принцев правительствами, зависящими от народа. Если демократическая республика сочтет, что ее существующие границы, сформированные ходом истории до перехода к либерализму, больше не отвечают политическим желаниям народа, они должны быть изменены мирным путем - плебисцит, выражающий народную волю. Право на самоопределение в вопросе о принадлежности к определенному государству означает: всякий раз, когда население какой-либо территории дает знать путем свободного плебисцита, что оно больше не желает быть объединенным в государстве, к которому принадлежит в настоящий момент, а хочет либо образовать независимое государство, либо присоединиться к какому-нибудь другому государству, - его желание следует уважать и исполнять. Это единственно возможный и эффективный способ избежать революций, гражданских и мировых войн.
    • Это не право на самоопределение нации, а право населения территории решать вопрос о членстве в государстве, к которому оно хочет принадлежать. Непонимание этого различия приобретает ужасающие последствия для обозначения того, что национальное государство имеет право отделять и включать в свой состав вопреки воле населения части нации, находящиеся на территории другого государства.
    • Школа - может использоваться как средство угнетения национальностей. Во всех районах со смешанными национальностями школа - это политический "приз" наивысшего значения.



  12. Колониальная политика.
    • Соображения и цели, которыми руководствовалась колониальная политика европейских держав со времен великих открытий, находятся в противоречии со всеми принципами либерализма. Главная идея колониальной политики - использование военного превосходства белой расы над членами других рас.
    • Наиболее простое и радикальное решение для европейских правительств был бы вывод их чиновников, солдат и полиции из этих регионов и предоставление жителей самим себе. Не имеет значения, будет ли это сделано немедленно или же "сдаче" колоний будет предшествовать проведение свободного плебисцита местных жителей. Прямым следствием такого радикального решения стали бы если не полная анархия, то, по крайней мере, продолжительные конфликты в регионах, покинутых европейцами. НО: сегодня экономика Европы в большой степени основывается на включении в мировое хозяйство в качестве поставщиков различного сырья обширных регионов Африки и Азии. Это соображение должно быть решающим при оценке вопросов колониальной политики. Европейские чиновники, войска и полиция должны остаться в этих районах до тех пор, пока их присутствие необходимо для поддержания правовых и политических условий, необходимых для обеспечения участия колониальных территорий в международной торговле.
на главную страницу
Hosted by uCoz