ЗАКОНЫ, определяющие политическую свободу по отношению
к государственному устройству, отличны от законов, определяющих
политическую свободу по отношению к гражданину.
*Внимание, это всеми любимая теория разделения властей!*
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА: состоит совсем не в том,
чтобы делать то, что хочется. В государстве, т. е. в обществе,
где есть законы, свобода может заключаться лишь в том,
чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть,
и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть.
Свобода есть право делать все, что дозволено законами.
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: способ установления
политической свободы по отношению к государству.
- Демократия и аристократия не являются государствами,
свободными по самой своей природе. Политическая свобода
имеет место лишь при умеренных правлениях.
Однако она не всегда встречается и в умеренных государствах;
она бывает в них лишь тогда, когда там не злоупотребляют властью.
- Чтобы не было возможности злоупотреблять властью,
необходим такой порядок вещей, при котором различные
власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.
- В каждом государстве есть 3 рода власти:
власть законодательная, власть исполнительная -
ведающая вопросами международного права,
и власть исполнительная - ведающая вопросами
права гражданского (судебная власть).
- Все погибло бы, если бы в одном и том же лице
или учреждении, составленном из сановников,
из дворян или простых людей, были соединены
эти три власти: власть создавать законы, власть приводить
в исполнение постановления общегосударственного
характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц.
- Законодательная власть - выражение общей воли государства,
а исполнительная власть - исполнительный орган этой воли.
Так как в свободном государстве каждый человек,
который считается свободным,
должен управлять собою сам,
законодательная власть должна бы
принадлежать там всему народу. Но так как в крупных
государствах это невозможно, а в малых связано
с большими неудобствами, то необходимо,
чтобы народ делал посредством своих представителей все,
чего он не может делать сам.
Представительное собрание должно создавать з-ны.
- Право подавать голос в своем округе для выбора
представителей должны иметь все граждане,
исключая тех, положение которых так низко,
что на них смотрят как на людей,
неспособных иметь свою собственную волю.
- Во всяком государстве всегда есть люди,
отличающиеся преимуществами рождения,
богатства или почестей; следовательно, доля их участия
в законодательстве должна соответствовать
прочим преимуществам, которые они имеют в государстве:
они составят особое наследственное собрание, которое будет
иметь право отменять решения народа, как и народ
имеет право отменять его решения. Таким образом,
законодательная власть была бы поручена и собранию знатных,
и собранию представителей народа,
каждое из которых имело бы свои отдельные
от другого совещания, свои отдельные интересы и цели.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: Из 3 властей судебная в известном
смысле вовсе не является властью. Остаются две первые; для того,
чтобы удержать их от крайностей, необходима РЕГУЛИРУЮЩАЯ ВЛАСТЬ;
эту задачу очень хорошо может выполнить та часть законодательного
корпуса, которая состоит из знати. Но так как власть наследственная
может быть вовлечена в преследование своих отдельных интересов,
забывая об интересах народа (например: законы о налогах),
то необходимо, чтобы во всех случаях все ее участие
в законодательстве состояло бы в праве отменять,
но не постановлять.
Хотя вообще судебную власть не следует соединять ни с какою
частью власти законодательной, это правило допускает исключения,
основанные на наличии особых интересов у лиц, привлекаемых к суду:
- Люди знатные подлежат суду знатных,
а не народа завистливого.
- Если гражданин нарушит в общественном деле
права народа, для охранения достоинства народа
и безопасности частного лица надо, чтобы часть
законодательного собрания, состоящая из народа,
обвиняла его перед частью законодательного собрания,
которая состоит из знатных.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: должна быть в руках монарха,
т.к. эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого,
лучше выполняется одним, чем многими. Исполнительная власть
определяет время созыва и продолжительность
заседания законодательных собраний.
Исполнительная власть должна принимать участие
в законодательной власти своим правом отмены решений последней.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: не должна иметь права
останавливать власть исполнительную, но она имеет право
и должна рассматривать, каким образом приводятся
в исполнение созданные ею законы. При этом советники
и министры могут быть привлечены к суду и наказаны,
особа монарха - нет.
ИТАК, Законодательное собрание состоит из 2 частей,
взаимно сдерживающих друг друга принадлежащим
им правом отмены, причем обе они связываются
исполнительной властью, которая в свою очередь
связана законодательной властью.