- Чем начинается "Утопия": Томас Мор шлет
привет своему другу Петру Эгидию (реальное лицо),
который и познакомил его с моряком по имени
Рафаил Гитлодей (Гитлодей - греческое слово,
первая часть которого - пустая болтовня, вздор;
вторая: - опытный, сведущий.
Этой фамилией Мор хотел подчеркнуть, что речь
идет о лице несуществующем).
Рафаил Гитлодей в первой книге "Утопии"
критикует современные ему несовершенные
государственные устройства, а во второй книге -
расказывает о наилучшем устройстве государства
у утопийцев, на остров которых его занесло
во время странствий.
Чем заканчивается "Утопия": утомленные беседой
Рафаил Гитлодей и "лондонский гражданин
и виконт, знаменитый муж Томас Мор" отправляются ужинать.
- Человеческое/писаное право - закон - должно иметь
своим реальным источником божественное право - 10 заповедей,
так как закон имеет договорной характер и устанавливается
людьми. Законы - это напоминание каждому о его обязанностях.
- Государственное устройство Утопии характеризует:
"полное внутреннее согласие" - то есть четкая
иерархическая система управления, нарушитель которой
является преступником и "наличие незыблемых учреждений" -
отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения
государственных институтов - так как существующее
устройство уже есть наилучшим, остается его только
поддерживать. Результат: такое общество будет
обречено на стагнацию, невозможность развития из-за
необходимости поддержания одной идеальной,
единственно верной модели организации жизни общества.
Главная основа их устройства: "общность их жизни и питания
при полном отсутствии денежного обращения".
Уничтожение частной собственности -
приводит к равномерному распределению средств государством.
- Всеобщность: кто знает 1 город,
тот знает все города Утопии, кто знает 1 утопийца,
тот знает всех утопийцев. Все находится
в определенном порядке, поддерживаемом
возможностью применения силы государства.
- Утопия - федерация из 54 городов.
*54 города было в Англии и Уэльсе во времена
Томаса Мора*
Общеутопийский сенат или Народные Сборы:
1 раз в год в центре страны в г. Амауроте собираются
по 3 старых гражданина каждого города - всего 162 человека -
для обсуждения общих дел острова,
перераспределения продуктов в случае нехватки.
Реально этот сенат ничего не решает.
В одном городе - 6 тысяч семей. Во главе 1 семьи -
отец и мать.
Филарх/сифогрант (новое и старое название
должности) - во главе каждых 30 семейств.
Избираются на 1 год. Задача: наблюдать,
чтобы никто не сидел праздно.
Филархов всего - 200 чел.
Филархи тайным голосованием
намечают князя из 4 кандидатов,
предложенных каждой 4-й частью города.
Протофиларх/транибор -
во главе 10 филархов с их семействами.
Избираются на 1 год,
но зря, без веских оснований их не меняют.
Протофилархов всего - 20 чел.
Князь - избирается пожизненно.
*По тексту Томаса Мора непонятно:
князя предлагают только жители
1 города-столицы Амаурота,
а избирают соответственно
амауротские 200 филархов
или в избрании князя должны участвовать
и филархи остальных 53 городов Утопии.*
Сенат: траниборы/протофилархи каждые 3 дня
совещаются с князем. На совещание допускаются
каждый раз по 2 различных сифогранта.
Итого: сенат, обладающий реальной властью,
принимающий законы, состоит из:
20 траниборов + 1 князь + 2 сифогранта
(каждый день разные)= 23 человека.
- Принятие общественных решений помимо сената
и Народных Сборов - есть преступление по утопийским меркам.
Итого: государственное устройство:
1 Князь
Сенат: 20 траниборов
Собрание 200 сифогрантов
Семьи - 6 000 чел.
- Деревня: функция: снабжение города хлебом.
Семьи по 40 чел. Срок их роботы в деревне - 2 года,
по истечении - обратно в город.
- Каждый утопиец с детства учится земледелию
и 1 ремеслу. В свободное время - занимается своим
ремеслом или изучает науки. В городе имеют право
не работать около 500 чел:
- сифогранты/филархи;
- разряд ученых - получают освобождение
для прохождения наук по тайному голосованию сифогрантов.
Именно из ученых, не входящих в состав сифогрантов/филархов
избираются траниборы.
- Из сословия ученых выбирают:
- послов, духовенство;
- траниборов;
- барзана/адема (старое и новое название должности)
- главу всего государства.
*А кто он такой, откуда взялся
и как соотносится с князем - об этом
можно узнать только у самого Томаса Мора.
"Утопия" - не самое удобное произведение
для извлечения схем практического
устройства государства*
- Граждане оказываются феодально прикрепленными
к своему рабочему месту. Если есть прикрепленные,
значит, есть прикрепители - следовательно,
социальный антагонизм зреет. Чтобы съездить
к друзьям в другой город, необходимо:
взять разрешение у сифогранта, транибора,
письменное разрешение, с предписанием
когда вернуться - у князя. Поехавший
куда-либо без разрешения - возвращается
как беглый и жестоко наказывается,
после второй несанкционированной "поездки" -
переводится в рабы. Если вы в гостях дольше
1 дня - вы должны работать там по своему ремеслу.
В пределах своего города можно бродить после работы
с разрешения отца и супружеской половины.
- Частная жизнь: отсутствует у граждан полностью,
так как неизбежно постоянное присутствие каждого
человека на глазах у всех.
- Иерархия возраста: во главе семейства
стоит старейший. Жены прислуживают мужьям,
дети родителям и вообще младшие старшим.
- Семья - производственная ячейка общества.
Священен институт брака: развод -
только с разрешения сената и их жен
и с наличием обоюдного согласия -
если характер не подходит.
Наказание за прелюбодеяние - рабство.
- Человеческое счастье жизни - в духовной
свободе и образовании.
Удовольствие - основной элемент счастья.
Добродетель - это жизнь, согласная с законами природы.
- Политическая норма: приоритет интересов общества.
"Заботиться о своей выгоде, не нарушая общественных
законов о распределении удобств жизни - есть требование
благоразумия, а иметь в виду также и интересы
общественные - твой долг. Похищать чужое удовольствие
домогаясь своего, несправедливо. Наоборот, отнять
что-нибудь у себя самого, чтобы придать другим -
обязанность человеколюбия и благожелательности".
- Кого обращают в рабство: своего гражданина -
за позорное деяние; преступников из других стран,
приговоренных у себя на родине к высшей мере наказания.
- Внешняя политика: Утопия - экономически
самодостаточная, изолированная страна.
Утопийцы несут миссионерская функция
по отношению к другим, менее продвинутым странам.
Воюют они почти всегда за чужие дела - если другой
народ их попросит.
- Война: внутрення - не бывает. Внешняя:
если утопийские купцы терпят в чужой стране имущественный
убыток - то утопийцы не мстят войной, так как они
утратили часть государственного имущества - то есть
не получили выгоды от избытка.
Если же граждане Утопии понесли в чужой стране
физический ущерб - быть войне.
Из неприкосновенного запаса страны на случай
войны со внешним миром делают золотые и серебряные
ночные горшки и цепи для рабов.
Воюют утопийцы хитростью, устройством
у врага внутренних раздоров, используя наемное племя
заполетов, которым платят золотом.
Это племя настолько безнравственное,
что сколько заполетов ни умрет - все к лучшему.
Утопийцы считают: благоразумнее подкупить/продать
врага, чем воевать, тратя жизни людей.
После окончания войны - с побежденных взимается налог
за понесенные расходы. Для управлениями этими
доходами утопийцы каждый год посылают в побежденную страну
часть своих граждан - квесторов.
Эти деньги утопийцы могут подарить друзьям,
предателям среди побежденных,
самим исправившимся врагам.
- Религия: в Утопии религиозная терпимость.
Исключения - те , кто не верят в бессмертие души,
что ад - полагается за зло, рай - за добродетель,
ибо таких неверующих не смогут остановить законы,
а руководствоваться они будут личными страстями.
Священнодействия, присущие всякой секте в отдельности,
каждый отправляет в стенах своего дома.
Священники - не более 13 человек в каждом городе -
блюстители нравов - выбираются тайным голосованием народа
(это единственное, что реально избирает народ).
Функции священников: увещевание, внушение, воспитание.
Наказание, исправление - компетенция князя, филархов, протофилархов.
У священников же отсутствует всякая власть кроме почета,
которым окружают их граждане.