Неоконсерватизм | Постмодернизм |
---|---|
1. Традиционность. Общество основывается на традиционных ценностях, берущих источник в историческом прошлом. |
1. Антитрадиционность. Мышление вне традиционных понятийных оппозиций субъект-объект, целое-часть, внутреннее-внешнее, реальное-воображаемое. Источник этого сдвига находится в гносеологической плоскости - практики "деструкции" М. Хайдеггера, "деконструкции" Ж. Дерриды. |
2. Мир развивается нелинейно. Мир развивается многовариантно. |
2. Мир развивается нелинейно. Мир развивается многовариантно. |
3. Мир, как и общество - изначально целостная, сложная система, но эта целостность не поддается рационализации и постижению ни одним индивидуальным разумом. Ни одно индивидуальное сознание не является всеобъемлющим. Возможности человеческого разума весьма ограничены. |
3. Мир - нецелостный. Отказ от притязаний на целостность и полноту теоретического охвата реальности. |
4. Из признания целостности следует, что существует определенный порядок, который является проекцией и результатом органического развития изначальной целостности мира. |
4. Из признания нецелостности и несистемности мира следует, что не существует никакого порядка как проекции сущности мироздания. |
5. Прогресса не бывает: общество - сложная органическая целостность, неподвластная руководству человеческого разума, который не способен охватить множество сложных взаимосвязей надиндивидуального происхождения. Неоконсерватизм вообще не ставит впереди себя конечную цель, идеал, потому что не верит в возможность "рациональной" управляемости миром на основе достижений "всесильной и объективной" науки. Не существует единой всеобъемлющей шкалы ценностей, по которой мы бы смогли оценить: прогресивно нечто или нет. |
5. Не существует такой категории как "прогресс" - вследствие исчерпания онтологии, в рамках которой реальность могла подвергаться насильственному преображению, переводу из "неразумного" состояния в "разумное". Т.к. мир - антисистемен, его невозможно преобразовать и систематизировать - события не укладываются в теоретические схемы, а опережают их. |
6. Из целостности, системности и порядка следует, что общество построено и существует как иерархия. |
6. Нет системы, нет иерархии. Общество - совокупность случайных связей, следствие высокой социальной мобильности. |
7. Человек - хотя и не центр вселенной, однако он неотъемлимый носитель духовного достояния человечества. Система координат, структурирующая консервативное мировосприятие: Бог-общество-человек. |
7. Субъект перестает быть центром системы представлений о мире, некласический тип философствования - философствование без субъекта. |
8. Возвращение истории как одной из главных традиционных ценностей европейской философии. Хотя человек - не творец истории, это не означает, что история не имеет смысла. |
8. Радикальный отказ от истории и от веры в философию истории. Нет веры в необходимость некоего субъекта истории, в наличие каких-либо целей или результатов истории. Подорван смысл философии истории как таковой. |
9. Существует сфера высокой культуры, духовная элита, "аристократия духа". |
9. Уничтожена грань между ранее самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания - между научным и обыденным сознанием, "высоким искусством" и "китчем". |
10. Произведение искусства является результатом индивидуального опыта, переживания субъекта. |
10. Не существует такой категории как "чистое искусство", произведение искусства не является первичным, а существует как сеть реминисценций, намеков, отсылок к другим произведениям. |
Источник информации о постмодерне:на главную страницу
Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. - М.: Политиздат, 1991. - C. 237-239.