БЛЕЗ   ПАСКАЛЬ, "МЫСЛИ"

*Впервые были опубликованы после смерти Паскаля, в 1669 г. "Мысли" представляют собой не целостное законченное сочинение, а множество заметок к нему. Приступить к написанию самого труда мыслитель не успел. Часть своих заметок он распределил сообразно разделам будущего труда (они составили 28 тематических серий). По причине "отрывочности" паскалевского текста и для компактности конспекта, мне показалось целесообразным не придерживаться авторской структуры заметок (т.е. 28 разделов), а сгруппировать их по своему усмотрению. Вот такой произвол ;)
Каждая заметка была пронумирована, поэтому в этом конспекте после цитат в круглых скобках указывается не страница (!), а порядковый номер заметки согласно изданию:
Б. Паскаль. Мысли/ Пер. с фр. Ю.Гинзбург. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. - 236 с.*


    КОНЦЕПЦИЯ   ЧЕЛОВЕКА  у  Паскаля:

  1. Человеческая природа:
    • "Человеческая природа не знает движения по прямой; у нее свои приливы и отливы... То же самое с изобретениями человеческого ума из века в век, и то же самое вообще с благом и злом мира" (27).
      *как видим, Паскаль не был приверженцем идеи о прогрессе человечества (в отличие от последующих поколений французских просветителей)*
    • "К человеку прикасаешься словно к оргáну. Человек и есть оргáн, только странный, изменчивый, непостоянный"(55). Те, кто умеют играть только на обыкновенных оргáнах, с этими не справятся. Нужно знать, где у них клавиши.
    • Живет ли человек в настоящем времени?: "Мы никогда не задерживаемся в настоящем. Мы вспоминаем прошлое; мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить его слишком медленный шаг, или вспоминаем прошлое, чтобы остановить его мимолетность. Мы так неосмотрительны, что блуждаем по недоступным нам временам и вовсе не думаем о том единственном времени, которое нам принадлежит... Пусть каждый разберется в своих мыслях. Он увидит, что все они заняты прошлым или будущим. Мы почти не думаем о настоящем, а если и думаем, то лишь для того, чтобы в нем научиться получше управлять будущим. Настоящее не бывает никогда нашей целью... мы вообще не живем, но лишь собираемся жить..." (47).
    • Человеческая природа двойственна и противоречива: Паскаль о человеке:
      • "Если он превозносит себя, я его принижаю.
        Если он принижает себя, я его превозношу.
        И всегда ему противоречу.
        До тех пор, пока он не постигнет,
        Что он есть непостижимое чудовище" (130).
      • "Что же это за химера - человек? Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной. Кто распутает этот клубок? (Конечно, это выше догматизма и пирронизма и всей человеческой философии. Человек выше человека... Узнай же, гордый человек, что ты - парадокс для самого себя. Смирись, бессильный разум!... Признаем же, что человек бесконечно выше человека и что он непостижим для самого себя без помощи веры" (131). Самая далекая от нашего понимания тайна - наследование греха - и есть та вещь, без которой мы никак не можем понимать самих себя.



  2. Удел человеческий:
    • удел человеческий: переменчивость, скука, тревога, гордыня, тщеславие, зависимость, жажда независимости, нужда.
    • "Если бы участь наша была действительно счастливой, нам не нужно было бы отвлекаться от мыслей о ней" (70).
    • "...обнаружив корень все наших несчастий, пожелал доискаться до их первопричины, то нашел одну очень важную - сам наш от природы горестный удел; мы слабы, смертны, и так несчастны, что для нас нет утешения ни в чем, если мы задумаемся о нашем уделе всерьез" (136).
    • "...единственное благо людей состоит в развлечении от мыслей о своем уделе; это можеть быть какое-нибудь занятие, сбивающее мысли на другой путь, или какая-либо новая приятная страсть, их заполняющая, или игра, охота, увлекательное зрелище - одним словом, все, что зовется развлечением" (136).



  3. Суета и развлечения:
    • взглянув на ужасы человеческой жизни, люди ударились в развлечения. Человек смутно чувствует свое ничтожество, не сознавая его. Поэтому, чтобы не ужасаться самому себе, он целиком отдается страстям и мыслям о будущем. Но отнимите у него развлечение - и вы увидите, что он умирает от тоски. Это большое несчастье - испытывать невыносимую скорбь, как только приходится задуматься о самом себе и ничем от этих мыслей не отвлекаться (36).
    • нам нужна суета, заглушающая мысли о нашем несчастливом уделе и развлекающая нас. Поэтому охота важнее чем добыча. Вот отчего люди так любят шум и движение. Вот отчего тюрьма - такое ужасное наказание, а наслаждение одиночеством - вещь непонятная. Люди готовы на все в поисках треволнений, они ищут кипучих и неотвязных занятий, которые отвратили бы их от мыслей о своем уделе. Вместе с тем, другой инстинкт рождает у них догадку, что истинное счастье только в покое, а не в треволнениях. Из этих двух противоборствующих инстинктов возникает у них смутный замысел, таящийся от них самих в глубинах их душ; он побуждает их стремиться к покою путем тревог и постоянно воображать, будто вожделенное удовлетворение наступит для них, если, преодолев какие-то предполагаемые трудности, они смогут тем самым распахнуть двери покою. И так проходит вся жизнь; люди ищут покоя, борясь с препятствиями, а когда их преодолевают, покой становится для них невыносим из-за скуки, им порождаемой. Нужно вырываться из него и клянчить себе тревог.
    • суета: "Люди заняты тем, что гоняются за мячиком или зайцем: даже короли находят в этом удовольствие"(39). "Какая суетность: мы восхищаемся картиной за то, что на ней похоже изображены такие вещи, которыми мы вовсе не восхищаемся в натуре"(40).



  4. Причины наших заблуждений: человек так счастливо устроен, что не имеет ни одного надежного способа пребывать в истине, зато множество отличных способов пребывать во лжи:
    • воображение - это главенствующая способность человека, это госпожа обмана и заблуждения. Кто создает общее мнение, кто внушает уважение и восхищение к людям, сочинениям, законам, знатности, как не эта способность воображения? Все земные сокровища не стоят ничего без ее благоволения. "Я говорю не о глупцах, я говорю о самых разумных; это среди них воображение имеет полную свободу убеждать. Напрасно вопиет разум, не он определяет цену вещам... Разум принужден уступать, и самый мудрый разум принимает для себя те правила, которые дерзко распространило повсюду человеческое воображение. (Тот, кто захочет следовать одному лишь разуму, будет отпетым глупцом.)... Никогда разум не побеждает воображение полностью, а обратное происходит всякий день.
      ...Воображение не может сделать дураков мудрецами, но оно делает их счастливыми, к зависти разума, который может дать своим друзьям только горе... Предающиеся воображению нравятся самим себе много больше, чем могут себе нравиться благоразумные и осмотрительные" (44).
    • не только давние впечатления могут обманывать нас, но и очарование новизны. Отсюда раздор в наших душах - мы либо упрекаем себя за то, что следуем ложным впечатлениям детства, либо за то, что отчаянно гонимся за новыми. И нет такого самого очевидного правила, которое нельзя было бы представить изначально ложным следствием либо обучения, либо нашего восприятия.
    • болезни - еще один источник заблуждений: они искажают наше суждение и восприятие.
    • наша выгода - чудесное орудие для бескровного самоослепления. Даже честнейшему человеку на свете не дано быть судьей в своем собственном деле.
    • но самая удивительная причина заблуждений человека - война между чувствами и разумом. Человек - не более чем существо, по природе исполненное заблуждений, без благодати не устранимых. Ничто не указывает ему истину. Все его обманывает. Эти два источника истины, разум и чувства, не только ненадежны сами по себе, но еще и обманывают друг друга.



  5. Необходимость самопознания:
    • "Нужно знать самого себя. Пусть это не поможет найти истину, но поможет хотя бы правильно устроить свою жизнь, а это самое благое дело" (72).
    • "...человек для самого себя - самый загадочный предмет во всей природе, ибо он не может представить себе, что такое тело, и еще меньше - что такое дух, а менее всего - как тело может соединяться с духом. Вот предел сложности, а между тем это его собственное существо..." (199)
    • "О люди, тщетно ищите вы в самих себе лекарство от ваших бед. Все ваши знания годны лишь на то, чтобы вы поняли: не в вас самих найдете вы истину и благо... нам самим наша природа неведома, и открыть ее нам может один лишь Бог... Главные ваши болезни - это гордыня, отрывающая вас от Бога, и похоть, привязывающая вас к земле..." (149)
    • Величие человека в том, что он осознает свое ничтожество. Он ничтожен, потому что такова его участь; но он велик, потому что это сознает (122). "Величие человека в том, что он сознает себя несчастным; дерево себя несчастным не сознает"(114).



  6. Разум:
    • "Человек - всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая" (200). Не в пространстве должен искать человек своего достоинства, не во владении землями, но в правильности мысли. "В пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, малую точку; мыслью я ее объемлю" (113).
    • есть 2 крайности: исключить разум, допускать только разум. "Высшее проявление разума - признать, что есть бесконечное множество вещей, его превосходящих. Без такого признания он просто слаб" (188).
    • "Все тела, небосвод, звезды, земля с ее царствами не стоят малейшего из умов. Ибо он знает все это и себя самого, а тела - нет. Все тела и все умы вместе и все из них происходящее не стоят малейшей толики любви. Она принадлежит бесконечно более высокому порядку" (308).
    • что способно сковать разум: дух царственного судии мира зависит от малейшего шороха рядом. "Чтобы спутать его мысли, не надо пушечного выстрела. Достаточно скрипа флюгера или лебедки. Не удивляйтесь, если он сейчас плохо рассуждает: муха жужжит у него над ухом. Этого довольно, чтобы он стал не способен дать добрый совет. Если вы хотите, чтобы он смог отыскать истину, прогоните это создание, которое сковывает его рассудок и смущает могучий разум, правящий городами и царствами" (48). "Могущество мух: они выигрывают сражения, отвлекают наши умы, грызут наши тела" (22).



  7. Место человека в мире:
    • "Когда я думаю о кратком сроке своей жизни, поглощаемом вечностью до и после нее - memoria hospitis unius diei praetereuntis (проходит, как память об однодневном госте), - о крошечном пространстве, которое я занимаю, и даже о том, которое вижу перед собой, затерянном в бесконечной протяженности пространств, мне неведомых и не ведающих обо мне, я чувствую страх и удивление, отчего я здесь, а не там..." (68)
    • можно по-разному жить в этом мире, в зависимости от того, какое предположение принять. Паскаль принимает такое: известно наверняка, что мы не будем здесь долго, и неизвестно, пробудем ли еще час. "Между нами и адом или небом - только жизнь, самая хрупкая вещь на свете" (152).
    • Что такое человек для бесконечности? Итак, пусть человек объемлет взором всю природу в ее высоком и совершенном величии: вселенную, небесные светила и т.д. Никакие понятия не могут к ней приблизиться; напрасно мы тужимся послать наши представления за пределы воображаемых пространств, мы порождаем лишь атомы в сравнении с действительностью вещей. Это бесконечная сфера, центр которой везде, окружность - нигде. Самое важное из наглядных проявлений всемогущества Божия в том и состоит, что наше воображение теряется при этой мысли. А теперь, обратившись к себе, пусть человек подумает, что он есть рядом с сущим, пусть взглянет на себя в растерянности и пусть из этой маленькой норки, где он обитает, - я имею в виду вселенную, - он научится назначать цену земле, царствам, городам, домам и самому себе.

      Но чтобы представить себе другое, столь же поразительное чудо, пусть человек поищет среди вещей ему известных самые крошечные. Я хочу показать ему здесь другую бездну: бескрайность природы, которую можно вообразить внутри этого мельчайшего атома. Пусть он увидит там бесконечное множество миров, у каждого из которых есть свой небосвод, свои планеты, своя земля, и на этой земле живые существа. Ведь кто не изумился бы, что наше тело, которое только что не было заметно во вселенной, а она и сама не заметна в лоне всего сущего, теперь стало колоссом, целым миром, вернее, всем по сравнению с той малостью, куда нельзя проникнуть. Кто задумается над этим, тот устрашится самого себя, сознавая себя заключенным в той величине, которую определила ему природа между двумя безднами - бесконечностью и ничтожностью.

      Так что же есть человек в природе? Ничто по сравнению с бесконечностью, все по сравнению с небытием, середина между ничто и все; он бесконечно далек от постижения крайностей; цель и начала вещей скрыты от него непроницаемой тайной. Вот наше истинное положение. Оно делает нас неспособными и знать наверное, ни оставаться в полном неведении. Мы плаваем на обширном пространстве посередине, вечно неуверенные и колеблющиеся. Такое состояние для нас естественно, и однако же оно противнее всего нашим склонностям.




  8. РЕЛИГИЯ




    МОРАЛЬ




    НАУКИ




    ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО




на главную страницу
Hosted by uCoz