ПЛАТОН, "Государство"

  1. Государство:
    • это человек больших размеров. В государстве и в душе каждого человека есть одни и те же 3 начала: разум, ярость и вожделение. Естественным является то состояние, когда голова - разум - руководит, а ярость на службе у разума помогает укротить неразумные вожделения.
    • это единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции.



  2. Идеальное государство:
    • это аттический город-полис или колония такого полиса. Ожидается, что и вокруг такие же города-полисы. То есть идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое государство принадлежало прошлому.
    • идеальное государство - это замкнутое самообеспеченное образование, которое не способно общаться с другими государствами из-за неприятия развития человеческой цивилизации. Для идеального государства развитие - это повреждение, разрушение, ибо развитие возможно только к наилучшему, а это государство уже есть идеальное, избавленное от зла;
    • поэтому ограничивается торговля, промышленность, финансы - ибо это все то, что развращает;
    • идеальное государство для всех является принудительным учреждением - и для аристократии разума в т.ч. - ведь они обязаны править над "яростью" и "вожделением". Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.



  3. Цель государства: единство, добродетель всего государства в целом, а не отдельного сословия или отдельного человека.



  4. Политическое властвование: происходит согласно 4 добродетелям идеального государства:
    • разумность/мудрость: в государстве осуществляются разумные решения, всем руководит разум - философы-стражи законов. Аналогично мудрый человек руководится разумом;
    • рассудительность: единство взглядов у правителей и подданных. Порядок, гармония, согласованность - природное соотношение лучшего и худшего. Например: государство, которое победило себя - то, в котором большинство худших покоряется меньшинству лучших;
    • мужество: способность стражей закона/правителей постоянно сохранять привитую воспитанием мысль об опасности;
    • справедливость: это соединенные вместе мудрость + рассудительность + мужество. Это государство, в котором 3 разных по своей природе сословия делают каждый свою роботу. Справедливость - реализация идеи единства.
      Составные справедливости:
      1. разделение труда согласно природным задаткам. Именно отсюда идет деление на 3 сословия: стражи законов (правители-"разум" и воины-"ярость") и третье сословие - земледельцы/ремесленники/торговцы- "вожделение";
      2. все исполняют только свое предназначение;
      3. согласованность, гармония этих 3-х сословий.

      Несправедливость: это вмешательство 3-х сословий в дела друг друга. Ссора 3-х начал. Тогда начинает править "вожделение".




  5. Природное разделение на сословия:
    • правители-"разум": обеспечивают правильное исполнение идеи идеального государства Платона. Происходят из стражей закона старше 50 лет;
    • воины-"ярость": охраняют государство от врагов извне и из середины. Являются стражами закона;
    • земедельцы/ремесленники/торговцы-"вожделение": экономический базис государства, всех кормят, никаких политических прав.



  6. Воспитание и отбор стражей закона:
    • мусическое и гимнастическое воспитание - не ради развития души и тела будущих стражей (это уже следствие), а ради философского и "яростного" начал в их душе;
    • будущий страж должен быть убежден, что полезное для общего дела - это есть полезное и для него;
    • система 3-х разовой проверки: кто в 3-х возрастах - детском, юношеском и взрослом докажет, что он может быть хорошим стражем для самого себя - тот есть мужественный человек. Что значит хороший страж самого себя: не давал себя переубедить в предыдущем пункте ни из-за удовольствия, ни из-за страха, ни из-за страдания.



  7. Только стражи закона имеют политическую власть. Следовательно, проблема сохранения единства государства - преимущественно проблема сохранения внутреннего единства среди сословия стражей. Поэтому Платон разрушил у них семью - иначе это было бы начало индивидуализма, отособленности интересов. А так быт стражей - сисситии (по образцу спартанских), общие женщины и дети, отсутствие частной собственности, экономической заинтересованности - все это для напоминания стражам идеи о их единстве. От 3-го сословия для сохранения единства требуется только рассудительность.

    Разумеется, стражи не должны иметь каких-либо материальных благ, заниматься торговлей, земледелием - таким образом они бы нарушили справедливость и непременно бы притесняли народ.




  8. В процессе осуществления власти отсутствует какое-либо институционное средство для контроля над правителями, единственное, что их связывает - их внутреннее убеждение в необходимости поддерживать закон, который является разумным.



  9. Политическая элита: результат правильного воспитания.



  10. Воспитание:
    • приведение детей к такому образу мышления, который определяется законом как правильный и в его действительной правильности убедились на опыте старейшие и почтеннийшие люди;
    • это верно направленные удовольствия и страдания;
    • воспитывают: закон, неписанный обычай (сфера частного), искусство (учит через уподобление поведению людей в разных ситуациях). Цель закона, неписанного обычая, искусства - принудить людей добровольно совершать действия, определенные правителями как справедливые.



  11. Измерения власти:
    • отцовская власть над потомками: для стражей закона все, кто старше 20 лет - родители, младше 20 лет - дети;
    • благородные должны править над неблагородными: для обоснования Платон приводит миф, что бог в души правителей вложил золото, их помощников - стражей закона - серебро, а в души 3-го сословия - железо и медь. И очень редко от земледельцев рождается ребенок с золотом/серебром в душе - но если уж родится, то его переведут в соответствующий класс;
    • старшие правят, младшие - подчиняются: поэтому в правители попадают стражи закона только после 50 лет;
    • господа правят, рабы - подчиняются;
    • по закону природу сильный правит над слабым;
    • в зависимости от жеребьевки: вытянул жребий - правит, нет - подчиняется;
    • главное: несведущий находится под руководством разумного. Нерозумная толпа под руководством немногих лучших мудрецов.



  12. Политический упадок: результат морального упадка (и нехватки знания). Изменения начинаются в детских играх, нравах, привычках, деловых взаимоотношениях граждан. Поэтому необходимо запретить/остановить все политические перемены - они приведут к худшему. Следовательно, государство должно контролировать нравственность, дабы не допускать нравственных перемен.



  13. Государство, общество и индивид у Платона абсолютно не дифференциированы. Государство (стражи закона) осуществляет цензуру любой интеллектуальной деятельности, непрерывная работа по унификации мировоззрения граждан. Наличие 1 идеала, которого необходимо придерживаться, требует сурового централизированного управления.
    *Происходит раздвоение добродетели - она уже не 1, а их двое - для правителей и для подданных. Логика Платона: настоящий философ любит истину, ложь - нет. Правитель-философ должен быть разумнее и философичнее всех. Только правитель может лгать/обманывать во имя блага государства. По логике же Платона выходит что благо требует лжи. А настоящий философ не любит ложь...*



  14. Поскольку цель государства - единство, то устанавливать законы ради войны - это значит установить закон ради 1 добродетели, а их 4. Значит, установление законов ради войны - это нарушение справедливости (это антитеза спартанцам, конечная цель существования государства которых была постоянная война).



  15. В не идеальных государствах справедливость - это договор людей между собой. Государство - результат договора людей, заключенного для того, чтобы не терпеть несправедливость. В таких государствах отсутствует природная справедливость (зато она присутствует в идельном). Природная справедливость в том, что государство - это договор, согласный с природной основой: общественная жизнь начинается с природного неравенства.



  16. 5 видов государственного устройства:
    • в идеальном государстве может править монарх или аристократия;
    • когда среди аристократии начинает доминировать честолюбие и яростное начало - аристократия переходит в тимократию (постоянно воюют, власть военных вождей);
    • тимократия разлагается до олигархии, основанной на имущественном цензе. Это уже не единое государство, а два: государство богатых и государство бедных. Благо олигархии - богатство - ее погубит и
    • олигархия превращается в демократию, уравнение равных и неравных в гражданских правах, все должности там достаются по жребию. Благо демократии - свобода - ее погубит и
    • демократия переходит в тиранию. Тиран стоит над законами, он автоматически враждебен всем мужественным, умным, талантливым, богатым людям - он видит в них соперников.



  17. Существуют 2 мира:
    • мир зримый: это живые существа или их образы, тени;
    • мир умопостигаемый: его можно познать или с помощью образов, например: черчение, скульптура, или с помощью рассуждения, когда познание происходит с помощью идеи, то разум не пользуется ни чем эмпирическим. Это диалектика.



  18. Знание направлено на мир идей - мир бытия. Наш земной мир - это мир мнений, среднее между бытием и небытием. Следовательно, мнение - это не знание, и не незнание. Поэтому для Платона зло - те, кто вдвойне невежественны, те, кто мнят себя мудрецами, ими не являясь.



  19. Есть 4 состояния души:
    • разум. Диалектика - путь познания: когда человек, избегая ощущений (ощущения всегда порождают мнения) через разум направляется к сути какого-либо предмета. Диалектика - это путь познания чистого бытия;
    • рассудок: когда при познании пользуются образами. Например: геометрия;
    • вера;
    • уподобление: низшее состояние души. Его символ: пещера Платона - мы наблюдаем тени теней и убеждены, что они истинны, только потому, что никогда не были в мире истинного бытия - в мире идей.



  20. Душа: принадлежит к миру бытия, к миру идей - настоящему миру, поэтому наша душа - вечная. А все, что касается тела - подвержено изменениям. Поэтому, идеальное государство, чтобы ему быть неизменным, должно опираться на души граждан.



из диалога "Политик"

  1. Знания: 2 вида:
    • практический вид;
    • познавательный. Военное, судебное, ораторское искусства (практический вид) - отделены от политического знания (познавательное).


  2. Царское/государственное/политическое искусство:
    • не должно само действовать, но должно управлять искусствами, предназначенными для действия (практическими);
    • независимо от того, правит 1 или несколько лиц, правит по воле народа или против, согласно установлениям или без них, богатый или бедный - он правит в соответствии с неким искусством правления.


  3. Критерий правильного государственного устройства: истинно знающие правители, а не правители, которые лишь кажутся таковыми.


  4. Критерий правильного управления государством: польза.


  5. Законы:
    • сила не у законов должна быть, а у царственного мужа, обладающего разумом;
    • закон не может со всей точностью и справедливостью охватить то, что является наилучшим для каждого и это ему предписать. Тогда закон нарушит идею справедливости;
    • ничто человеческое не находится в покое. Законодатель издаст законы общего характера, адресованные всем, а каждому отдельно изложит их письменно или усно в соответствии с неписанными отечественными законами;
    • никто и никогда не должен нарушать законы.


на главную страницу
Hosted by uCoz