МАКС   ШТИРНЕР,
"Единственный и его собственность"

или "Единственный и его достояние"
  1. Структура книги: часть 1 - Человек, часть 2 - Я.
    Чем начинается: Бог заботится о своем, но так как он во всем, то все его дело. Нам же говорят, что наше дело малое. Бог - эгоист. Аналогично человечество, родина, государь, истина, свобода, гуманность, справедливость. Вместо того, чтобы бескорыстно служить великим эгоистам, лучше сам стану эгоистом. Поставлю мое дело только на себя, я творческое ничто, то из которого я сам как творец все создам.
    Чем заканчивается: "Я - собственник своей мощи и только тогда становлюсь таковым, когда осознаю себя Единственным. Ничто - вот на чем я построил свое дело".
  2. Часть 1. Человек

  3. От рождения нам предстоит борьба за самоутверждение.
  4. Мальчики имеют только недуховные - бессмысленные и безыдейные интересы, юноши - только идейные интересы, мужи - плотские, личные, эгоистичные интересы. Мальчик занимается предметами, юноша - их устраняет.
  5. Законность / нравственность:
    • добром называют закон. Это протестантская законность - не я живу, а закон живет во мне. Оппозиция потому не достигает результатов, что не желает покинуть путь нравственности/ законности.
    • невозможно объединить свободную волю и нравственность.
    • грубый кулак раболепной нравственности обходится очень беспощадно с благородной сущностью эгоизма. Это о буржуазной нравственности.
  6. Чушь: самоотречение, бескорыстие (служить себе, не принося себе пользы). Бескорыстие начинается там, где цель перестает быть нашей целью и нашей собственностью. Я не бескорыстен, пока цель остается моей собственностью.
  7. 2 периода развития человека:
    1. негроподобие - зависимость человека от предметного мира (чихания, грома и молнии, полета птиц и т.д.).
      Негроподобие проявляется в привычке, новшество - его смертельный враг.
    2. монголоподобие - зависимость от мыслей, христианская эпоха.
      Деятельность монгола - исправление и реформирование.
    3. будущности принадлежат слова: Я - собственник мира предметного и мира духовного.
  8. Господство духа/идей:
    • то, что христианство сделало с нашими влечениями (сковало их), мы можем потребовать теперь от христианства, чтобы нас больше не сковывали дух или идея, не владели нами. Если, согласно христианству, мы можем иметь вечения, но чтоб они не владели нами, то так же мы можем иметь дух/идеи, чтобы и они не владели нами.
    • Иерархия - господство мыслей, господство духа. Образованный класс против необразованного: первые занимаются мыслью, духом, господствуют в послехристианское время (принцип которого - мысль), требуют для признанных ими идей почтения/ покорности. Необразованные заботятся только о своих жизненных потребностях, находятся под властью духов, мыслей. В этом - смысл иерархии.
    • Мы досегодня остаемся иерархичными, так как нас подавляют те, кто опирается на мысли.
    • Господство закона - это жизнь по понятиям. Либерализм только выдвинул новые понятия: вместо божественных - человеческие, вместо понятий веры - "научные". Теперь ничто не господствует в мире, кроме духа.
    • Ты не можешь иметь ни одной мысли без санкции нравственности, разума, человечности, ты не можешь совершить ни одно деяние, не оправданное только в тебе. Протестантизм превратил человека в тайное полицейское государство. Совесть - полиция. Человек искусственно себя разделяет на "естественное влечение" и "совесть".
  9. 1789 год, Великая французская революция. Третье сословие объявило себя нацией, чтобы стать единственным сословием - государством. Одиничный человек - гражданин, теперь служит одному господину - государству.
  10. Когда господствует разум, гибнет личность. Либералы желают господства разума.
  11. Политическая свобода либералов: свобода государства, религии, свобода власти, управляющей мною.
    Индивидуальная свобода либералов: независимость от личностей, ответственность только перед законом. Буржуазия хочет безличного властелина. Только дело может властвовать над человеком - дело законности. Есть одно господство - господство государства.
  12. Часть 2. Я

  13. Свобода:
    • недостаточно быть только свободным от того, чего не желаешь, нужно еще иметь то, что желаешь. Быть не только свободным, но и собственником.
    • "Освободившись от греха, вы стали рабами праведности" (из Библии). Быть свободным от чего-нибудь означает только избавиться/ не иметь этого. Свободен я от того, от чего избавился, собственник я того, что в моей власти, над чем я властвую.
    • Стремление к свободе во все времена сводилось к желанию определенной свободы. Т.е. это желание нового господина. Например: революционеры хотели господство закона.
    • Свобода - я хочу быть свободным от всего, что не есть Я. Свободы добиваются ради своего Я.
  14. Зачем добиваются свободы: Если свободы добиваются ради своего Я, значит Я - важнее свободы. Я делаю себя свободным, Я - начало. Это свобода говорит: отрекись от себя, долой! Всякий считает себя дьяволом, боится обратиться к себе. Своеобразие говорит: приди в себя! Своеобразие - описание собственника.
  15. Собственник:
    • Собственник самого себя - если я умею быть только своей собственностью. Я ни на минуту не забываю ни себя, ни свою пользу.
    • Я - собственник своей мощи и только тогда становлюсь таковым, когда осознаю себя Единственным.
  16. Либерализм взял своим знаменем понятие человека, права человека, а головы во время революций рубили "просто людям". Либерализм - религия человека, поэтому либералы относятся терпимо к представителям всякого другого исповедания.
  17. Государство:
    • государство требует от человека: признай в другом человеке человека и он отнесется к тебе так же. Государство рассчитывает на нашу человечность, следовательно, оно рассчитывает на нашу нравственность.
    • Государство и я - враги. Я - эгоист, благом этого "человеческого общества" ничуть не интересуюсь, я ничего ему не жертвую, а только пользуюсь им, вместо государства я создаю союз эгоистов.
    • Государство вменяет мне в долг быть человеком: этим оно проявляет свою враждебность ко мне.
    • У меня - своя воля, т.е. я не признаю никакой обязанности, никакого закона деспота - государства.
    • Деятельность государства заключается в насилии, свое насилие оно называет правом, насилие же каждой личности - преступлением. Легитимность насилия государства обеспечивается "во имя народа".
  18. Право:
    • право - дух общества, результат воли общества. Всякое право - чужое право, которое мне дают, распространяют на меня. Разве я могу быть прав потому, что все признают меня правым? Прав я или нет - об этом никто другой не может судить, кроме меня самого. Я сам решаю - имею ли я на что-нибудь право, вне меня нет никакого права.
    • У кого сила, у того и право.
    • При любом правлении всегда совокупность первенствует над единичным лицом и имеет силу, которая называется законной.
  19. Волшебный круг христианства был бы разрушен, если бы исчезло противоречие между существованием и призванием: между мной, какой я есть и мной, каким я должен быть.
  20. Идеал - когда человек реализован. О Боге говорят: "Имен для тебя нет". Тоже и для меня: ни одно понятие не может меня выразить. Я - Единственный. Все во мне единственно. Не как человек развиваю я себя и не человека развиваю я: я развиваю себя.
на главную страницу
Hosted by uCoz