П.В. СИМОНОВ,   П.М. ЕРШОВ,
"Темперамент. Характер. Личность"

    Основы информационной теории эмоций Павла Васильевича Симонова:

  1. Потребности и производные от них трансформации - мотивы, интересы, убеждения, стремления, влечения, желания - представляют основу и движущую силу человеческого поведения. Характеристика личности начинается с уяснения и анализа ее потребностей. Трансформация потребностей есть главный предмет их изучения.



  2. Эмоция: отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности и оценка вероятности ее удовлетворения в данный момент.
    • Если вероятность удовлетворения потребности низка - возникают отрицательные эмоции, которые субъект стремиться минимизировать - ослабить, прервать, предотвратить. Возрастание вероятности удовлетворения потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом порождает положительные эмоции, которые субъект стремится продлить, усилить, повторить.
    • Оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности происходит как вполне осознанно, так и бессознательно.
    • Назначение эмоций - трансформация потребностей по пути наименьшего сопротивления.



  3. Структурная формула эмоций: Э = f [П (Ин - Ис)],
    • где Э - эмоция, ее степень, качество и знак;
    • П - сила и качество актуальной потребности;
    • н - Ис) - оценка вероятности удовлетворения потребности;
    • Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;
    • Ис - информация о средствах, которыми субъект располагает в данный момент.



  4. Потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить, среди них нет "лишних", плохих или вредных. Вредны бывают только определенные трансформации потребностей, и, пожалуй, любая из них может трансформироваться в социально нежелательную. Если в процессе конкуренции мотивов удовлетворение одной потребности будет происходить за счет другой, то неудовлетворенная породит отрицательные эмоции и поиск средств их устранения (это может быть наркомания, алкоголизм).



  5. Исходные (первичные) потребности трансформируются в бесконечное множество производных. Курт Левин назвал их квазипотребностями. Существуют три главные исходные группы потребностей человека:
    1. биологические - призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. Они порождают множество материальных квазипотребностей в пище, одежде, жилище.

      К числу биологических относится потребность в экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий путь к достижению своих целей. Потребность в экономии сил лежит в основе изобретательства, но может приобрести и самодавлеющее значение, трансформировавшись в лень.

    2. социальные:
      • потребность в справедливости - основа исходных социальных потребностей человека. Но! каждый человек понимает справедливость по своему, каждый человек внутри себя прав. Поэтому - человеческое общество нашло общность в своих представлениях о справедливости. Эта общность - в самом признании наличия прав и обязанностей в человеческих взаимоотношениях.
      • потребность принадлежать к некой социальной группе и занимать в ней определенное место;
      • потребность пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви;
      • потребность лидерства или наоборот - потребность быть "ведомым";
      • потребность следовать нормам, принятым в данном обществе;
      • и прочая, и прочая...
    3. идеальные потребности познания:
      • потребность познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях - и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования на земле;
      • потребность в новой информации;
      • удовлетворение _любой_ потребности требует информации о путях и способах достижения цели.



  6. Выделенные три группы потребностей инициируют соответствующие виды деятельности - материальную (производственную), социально-политическую и духовную.



  7. Биологические, социальные и идеальные потребности делятся на:
    • потребности сохранения / потребности "нужды" по А. Маслоу, Г. Олпорту. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм. Механизм сохранения не нуждается в положительных эмоциях, он может работать за счет устранения одних отрицательных;
    • потребности развития / потребности "роста" по А. Маслоу, г. Олпорту. Потребности развития превышают норму. В живой природе развиваться, усложняться, совершенствоваться может лишь то, что способно себя сохранить. Общее основание для различения потребностей сохранения и развития - отношение к господствующей общественно-исторической норме удовлетворенности.



  8. Биологические и социальные потребности делятся на:
    • потребности "для себя". Например: социальная потребность развития "для себя" - субъект стремиться улучшить свое общественное положение. Социальная потребность сохранения "для себя" - или 1) свидетельствует о том, что она занимает подчиненное положение в иерархии потребностей данного субъекта, или 2) субъект уже занимает достаточно высокое общественное положение и не расположен его менять.
    • потребности "для других". Например: социальная потребность развития "для других" - совершенствование самих норм либо улучшение положения какой-либо социальной группы.



  9. Тревога - отрицательная эмоция, возникающая при угрозе неудовлетворения потребностей сохранения.
    Фрустрация - неудовлетворенность потребностей развития.



  10. Выраженность и соотношение потребностей сохранения и развития выявляют 2 категории людей: те, кто преимущественно стремится к успеху, рискуя утратить достигнутое ими раньше и те, кто главным образом страшится неудач.



  11. Потребности сохранения и развития, потребности "для себя" и "для других": из различных сочетаний этих 4 основ + индивидуальная у каждого субъекта иерархия потребностей происходит все различие людей.



  12. Совесть: норма удовлетворения потребности "для других", которая усваивается человеком как присущая лично ему.



  13. Потребность в вооруженности: потребность в овладении навыками и умениями. Она во многом отчуждена от процесса удовлетворения основных потребностей человека (называется дополнительной).

    Подавляющее большинство неудачников - порождение недостаточной вооруженности. Как этого избежать:

    • максимальное информирование человека о способах и средствах решения стоящей перед ним задачи;
    • максимальная вооруженность субъекта соответствующими знаниями и практическими (!) навыками, профессиональным опытом, включающим умение использовать этот опыт для достижения цели.
    С другой стороны - потребность в вооруженности может приобрести самодовлеющий характер, когда человеку доставляет удовольствие одно лишь осознание своей вооруженности.



  14. Воля: отнюдь не является сверхрегулятором поведения, расположенным над потребностями и эмоциями, поскольку воля - сама есть потребность в преодолении препятствий. Как и всякая иная потребность, она может быть источником положительных или отрицательных эмоций, обусловленных самим фактом преодоления/непреодоления преграды до того, как будет достигнута конечная цель.

    Внушаемость - качество, противоположное воле. Внушаемость - одно из проявлений слаборазвитой воли. Например: предрасположенность к гипнозу. Человек в гипнозе (ведомый) отказывается от самостоятельности и переносит ответственность за ситуацию на гипнотизера (лидера), сохраняя ответственность перед ним за выполнение внушения. Субъект переходит из ситуации информационного дефицита к полноте информации о том, что и как ему следует делать, поскольку источником такой информации становится не противоречивая действительность, а всезнающий лидер-гипнотизер. Естественно, что такой переход сопровождается возникновением положительных эмоций.




  15. Самостоятельные по происхождению, но вместе с тем "обслуживающие" удовлетворение других побуждений, потребности вооружения, преодоления препятствий и потребность в экономии сил в значительной степени определяют индивидуальные черты характера.
    *В одном месте потребность в экономии сил причисляется автором теории к биологическим потребностям, в другом - к дополнительным "обслуживающим" потребностям. На ваше усмотрение...*



  16. Функции эмоций:
    • отражательно-оценочная. По определению: эмоция - отражение актуальной потребности (ее качества и величины) и оценка вероятности/возможности ее удовлетворения на основе врожденного и приобритенного опыта;
    • регуляторная функция: переключающая. Конкурируют не потребности между собой, а порождаемые этими потребностями эмоции, которые зависят не от одной лишь потребности, но и от вероятности ее удовлетворения;
    • регуляторная функция:компенсаторная/замещающая. Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может "опереться" на эмоцию - получить "эмоциональный аванс".
      *Проще говоря вариант: махнуть рукой "Эх! Была не была!" - и вперед...*



  17. Неполное, лишь частичное осознание человеком движущих им мотивов позволяет снять противоречие между объективной детерминированностью поведения (наследственными задатками и социальным воспитанием) и субъективно ощущаемой свободой выбора. Человек свободен в своем выборе с точки зрения рефлексирующего сознания.



на главную страницу
Hosted by uCoz