БЕНЕДИКТ   СПИНОЗА,
"Богословско-политический трактат"

  1. Тайна монархического правления: держать народ в покорности с помощью страха, который называется религией. Ведь люди из-за неуверенности в своем будущем подвластны суевериям. Страх - причина суеверия.



  2. Спиноза отделяет философию от богословия/веры/религии:
    • Библия расчитана на толпу, на понимание ее текстов каждым. Бог открывался каждому из пророков по-разному, в зависимости от его воображения, пророки в свою очередь говорили с толпой так, чтобы она их поняла. Пророки не компетентны в философии, не являются авторитетом для философов;
    • Библия - Старый Завет: содержит религию только евреев как законы их Отечества, полученные через их договор с Богом через Моисея. Новый Завет - Христос учит все народы вечному всеобщему божественному закону;
    • единственная норма христианской веры: любить ближнего своего - означает покорность Богу. Следовательно, все общеобязательные догматы должны определяться только этой заповедью;
    • Вера проявляется в поступках, а цель философии - поиск разумом истины, сфера мыслей и суждений. Вера дает каждому свободу философствовать;
    • схоласты возвеличили суеверия, так как провозгласили наивысшим божественным законом то, что превосходит человеческое понимание. Они занялись выуживанием Аристотеля и Платона из Святого Письма;



  3. Метод толкования Святого Письма:
    1. выяснить его правдивую историю:
      • для этого необходимо полное знание еврейского языка - язык оригинала, особенно учитывая "двусмысленные выражения" и т.д.;
      • необходимо знать историю судьбы каждой книги Библии: авторы, когда и для кого писали, какие есть варианты книги, кто их сохранил.
    2. Вывести понятия из Святого Письма.
    3. В древнем еврейском государстве религия равнялась государственным законам - это было теократическое государство, поэтому религия не позволяла никакого вольнодумства. Во времена Спинозы - государственное право стоит выше религии, поэтому каждый имеет право свободно толковать себе религию. Это согласно с природным божественным правом.



  4. Чего хотят люди:
    • познать вещи (разум). Средства для этого есть в самой натуре человека и зависят только от него;
    • владеть своими страстями (добродетель). Средства для этого есть в самой натуре человека и зависят только от него;
    • спокойной жизни и здоровья - средства для этого зависят от внешних причин и называются "счастьем".



  5. Цель общества и государства:
    • обеспечить это "счастье", не превращать разум человека в автомат, а обеспечить, чтобы его душа и тело функционировали, не страшась опасности, а люди свободно пользовались своим разумом.
    • Цель государства достигается исполнением всех законов.
    • Цель государства - свобода человека.
    • Цель верховной власти - удержать человека в границах разума, так как люди склонны руководствоваться страстями.



  6. Законы:
    • что не может быть запрещено, то должно быть допущено (смотрите главу ХХ);
    • чтобы закон был разумным, он должен быть принят большим количеством/собранием людей;
    • действия и законы природы исходят от Бога. Природа есть целостность, определенный порядок, установленный Богом. Человек - часть природы, божественного мира, который подчиняется общему порядку. Все, что против природы - это против Бога. Глупцы требует противоприродного чуда как доказательства божественного бытия, на самом деле проявление Бога - в том, что все совершается так, как он задумал, согласно природе.
    • Виды законов в зависимости от воли:
      1. законы природной необходимости: их санкционирование зависит от воли человека;
      2. право - законы, которые произвольно созданы человеческой волей.

    • Виды законов в зависимости от сферы волеизъявления:
      1. человеческий закон - регулирует образ жизни, который служит для охраны жизни государства;
      2. природный божественный закон - неотчуждаемое право человека. Его цель: высшее благо - познание Бога - разум и его усовершенствование. Разум Спиноза называет природным светом.



  7. Природное/естественное состояние человека:
    • каждый индивид имеет верховное природное право на существование и деятельность согласно своей природе. Верховное право определяется не здравым смыслом (природным божественным законом), а желанием индивида и его мощью. Природное право - мощь - способность любой части природы к самосохранению;
    • в этом состоянии все равны - разумные и неразумные, это состояние небезопасности и своеволия, в нем не существует ни религии, ни закона.



  8. Общественный договор:
    • люди пришли к соглашению, что они коллективно владеют своим природным правом (или делегируют его монарху). Коллективное право определяется на основании мощи и воли всех вместе, и тут все руководствуются разумом;
    • "никому не делать того, чего не желаешь себе", "защищать право другого как свое";
    • общество имеет высшее природное право на все, каждый должен ему покоряться - 1) под страхом большего зла - наказания или 2) добровольно, по решению разума, надеясь на большее благо;
    • Именно боязнь зла/надежда на благо заставляют человека придерживаться договора;
    • природное право не передается полностью, граница - природный божественный закон - свобода мысли, суждения, слова каждого подданного;
    • нарушение прав, исходящих из договора, возможно только между частными лицами, apriori невозможно подданным перетерпеть нарушение своих прав от верховной власти, ибо ей по праву мощи все дозволено;
    • Свобода - в том, чтобы жить, руководствуясь только разумом.



  9. Верховная власть:
    • верховное право над всем принадлежит тому, кто имеет верховную власть - апппарат принуждения и наибольшую мощь. Право вреховной власти определяется ее мощью;
    • граница государственной власти - она не должна делать того, что подрывает ее авторитет или вызывает повальное возмущение подданных;
    • государство не имеет фактической мощи заставить человека думать и говорить то, что ему необходимо. Следовательно, государство не имеет права на это;
    • государственная власть - носитель коллективного разума. Следовательно, ее прерогатива - определять, что полезно обществу. Следовательно, каждое государство должно управляться только по решению верховной власти;
    • верховная власть имеет верховное право над религией. Верховная власть и религия подчиняют себе поступки человека, но каждый человек имеет свободу мысли и слова. Губительно и для государства и для религии, когда священнослужители занимаются управлением.
    • Свобода граждан определяется приказами верховной власти и защищается только ее авторитетом;
    • Итак, важные компоненты верховной власти: мощь и авторитет.



  10. Принцип политики: форму любого существующего правления необходиом сохранять каждому государству, иначе - в случае перемен - есть риск полностью разрушить государство.



  11. Справедливость: твердая и постоянная воля признавать за каждым его права. Несправедлив тот, кто действует так как велик закон, потому что боится виселицы.
    *Непонятно: как же это соотносится с общественным договором, которому человек подчиняется из страха виселицы? Наверное, это и есть диалектика ;)*



  12. Польза:
    • раб - подчиняется приказам господина, которые имеют в виду пользу господина;
    • сын - подчиняется приказам отца, которые имеют в виду пользу сына;
    • подданный - по приказу верховной власти делает то, что полезно обществу. Следовательно, полезно и ему.



  13. Зло в политике:
    • государство должно управляться только верховной властью. Поэтому зло - если некто по своей воле и без ведома верховной власти начнет исполнять общественные дела;
    • насильственное правление - то, которое посягает на мысли людей;
    • мятежные мысли - те, с принятием которых уничтожается общественный договор;
    • нарушение закона;
    • враг государства - всякий, кто не признает власть государства как подданный или союзник.



  14. Договор еврейского народа с Богом: на основе анализа Библии.

    Евреи после выхода из Египта не были связаны правом Египта. Следовательно они оказались в природном состоянии и могли выбрать: остаться ли им в естественном состоянии или перенести свое естественное право на себя/на другой народ. Они совершили договор с Богом, то есть перенесли на него свое естественное право, этим обязавшись подчиняться Ему и Его законам. Они перенесли на Бога свою мощь самозащиты.

    Следовательно, государством евреев правил только Бог, он был - Верховной властью, поэтому их царство - в буквальном смысле царство Божие, Бог - их царь, а гражданское право = религии = покорности Богу. Кто прекращает верить, тот теряет гражданство. Это теократическое государство.

    Но все евреи уничтожили свой 1-й договор и право всех совещаться с Богом, а право толковать его веления перенесли на Моисея. Они пообещали подчиниться тому, что Бог скажет Моисею. После Моисея функции власти - исполнительная и судебная - были разделены, а законы должны были получать только через первосвященника-левита и только по запросу исполнительной власти.




на главную страницу
Hosted by uCoz