ДЖАМБАТТИСТА   ВИКО,
"Основания новой науки об общей природе наций..."



  1. Причина нареканий на "нечитабельность" этого произведения:
    • парадоксальная форма изложения автора заключается в синтезе зачатков научного подхода, художественного вымысла и эзотерической символики. Переводчик А.Губер: "Весьма часто построения Вико носят вполне фантастический характер, иногда просто спорный, иногда совершенно правильный". Упрощенно говоря, сочинение Вико демонстрирует промежуточное между Средневековым и Новым временем состояние сознания мыслителя.
    • из вступительной статьи М.Лифшица: "Книга Вико совсем не похожа на произведения писателей просветительной эпохи. Ее очень трудно читать. Вико неразборчив в выражениях, косноязычен, его рассуждения о всемирном потопе, о достоверности библейских сказаний, о преимуществах христианской религии - просто жалки. В рецензии "Лейпцигского журнала" (1727) было написано, что "Новая наука" является апологией католической церкви. Так или иначе Вико совсем не "просветитель" (с.8-9). Например, свою науку об общей природе наций он называет Рациональной Гражданской Теологией Божественного Провидения.
    • аннотация гласит, что в книге есть поистине гениальные прозрения относительно различных областей знания: истории языка, искусства и поэзии, государства и права, теории круговорота цивилизации.
      *данный конспект ориентирован исключительно на последнюю область, посему обширные познания Вико в сфере римского права здесь не отображены*



  2. Структура сочинения: состоит из введения и 5 книг (т.е. глав):
        :: введение: основательное разъяснение автором помещенной на фронтисписе (в начале книги, рядом с титульной страницей) аллегорической картины, служащей введением в произведение. Эта "Картина вопросов Гражданских" призвана помочь читателю понять идею этого произведения. Итак, на 30 страницах вступления Дж.Вико раскрывает основные мысли своего сочинения;
        :: книга I. Об установлении оснований;
        :: книга II. О поэтической мудрости;
        :: книга III. Об открытиии истинного Гомера;
        :: книга IV. О поступательном движении, совершаемом нациями;
        :: книга V. О возвращении человеческих вещей при возрождении наций.



  3. Нации появились и сохраняются на свете благодаря гражданским обычаям (т.е. общественым моральным вещам). Мир Наций (Гражданственности) был сделан людьми, итак, посмотрим, в чем все люди всегда походили и все еще походят друг на друга.



  4. Основания "Человечности"/Культуры (Humanitas - Вико придает это слову смысл "культура"): именно с этих трех вещей у всех наций должна была начаться культура. Поэтому Дж.Вико принимает эти три вечных и всеобщих обычая за Основания своей Науки:
    • Религия - Мир Гражданственности начался у всех народов с Религий. Первые народы целиком состояли из Поэтов-Теологов, они основывали языческие нации при посредстве Мифов о Богах. Это были Боги, которых люди сами себе придумали и в которых уверовали. Если народы потеряют Религию, то у них не останется ничего, что заставляло бы их жить в обществе; никакой формы, в силу которой они вообще могут существовать в мире.
    • Брак - образование семьи посредством торжественного заключения брака. Религия и брак привели людей к жизни в обществе.
    • погребение своих покойников (что по мысли Дж. Вико означает веру в Бессмертие души).



  5. Природа человека: люди по своей природе - общественны. Это и есть истинная гражданская природа человека. Отсюда следует, что существует право в природе.



  6. Человек преследует только свою личную пользу: "В зверином состоянии человек любит только свое собственное сохранение; взяв жену и произведя детей, он любит свое сохранение вместе с сохранение семьи; достигнув гражданской жизни, он любит свое сохранение вместе с сохранением Города; когда же власть государства распространится на много народов, он любит свое сохранение вместе с сохранением Наций; а когда нации объединяются в войне, в мире, в союзах и торговле, он любит свое сохранение вместе с сохранением всего Рода Человеческого. Во всех этих обстоятельствах человек любит главным образом свою собственную пользу" (с.114).



  7. Выход людей из первобытного состояния: люди останавливались в определенных местах в течение долгого времени, там образовывали семьи с определенными женщинами, а также погребали предков - всем этим они основали и разделили первую собственность на землю. "...люди, уже достигшие Человечности, не путались снова с бродягами, оставшимися в нечестивой общности как вещей, так и женщин" (c.12).
    *делаем вывод, что оседлость и отделение личной собственности представляются Вико основами гражданственности, рядом с названными им религией, браками и погребениями*



  8. Образец идеального государства: существует предначертанный Вечный План Государств, которого все государства, даже если они приобретены насилием и обманом, должны придерживаться, чтобы иметь длительное существование: этот план строится на двух Вечных основаниях Мира Наций: Сознании и Теле людей, его составляющих. Люди состоят из этих двух частей, из которых одна - благородна и должна повелевать, другая - низка и должна служить. А т.к. в силу испорченности человеческой природы люди не могут сделать так, чтобы сознание у каждого в отдельности повелевало, а не служило его телу, то Провидение устроило дела человеческие так, что в Государствах пользующиеся сознанием - повелевают, а пользующиеся телом - повинуются.

    Мир всегда принадлежал народам и государствам с наибольшей силой сознания и потому с наибольшей гражданской доблестью.




  9. Вико утверждает, что гипотеза о происхождении культуры из одного источника и дальнейшее ее рассеивание по всему миру - ложная. На самом деле, среди язычников, даже если народы ничего не знают друг о друге, порознь возникают единообразные представления о Богах и Героях.



  10. Тщеславие Наций: будь это нации варварские или человеческие, каждая из них считала, что она - самая древняя из всех и что именно она сохраняет свои воспоминания от самого начала мира. "Внушено было Египтянам это ложное представление об их великой древности бесконечностью, свойственной человеческому Уму; в силу этого свойства Ум часто считает неизвестное ему неизмеримо превосходящим то, что существует в действительности" (c.42). Опровергнув претензии египтян и других народов древности, истинный христианин Вико, полагаясь на непререкаемый авторитет Библии, в своем сочинении утверждал, что первым (т.е. древнейшим) народом мира был Еврейский народ.



  11. Мифы как источник информации о началах Наций: Героические Мифы процветали у всех наций во время их варварства. Мифы были первыми Историями Языческих Наций: в них отразились обычаи, нравы того времени, а также первые гражданские установления. Таким образом, поэмы Гомера являются для нас двумя Сокровищницами для Открытия Естественного Права греческих Народов, пребывавших еще в варварстве. Именно в изучении мифов следует отыскивать начала Наций.



  12. Аксиомы и постулаты Науки об Общей Природе Наций:
      Oбщие положения:
      1) Опровержение существовавших до сих пор мнений:
    • человек вследствие бесконечной природы человеческого ума делает самого себя правилом Вселенной там, где ум теряется от незнания. Чем более неизвестны и удалены от нас древности, тем более преувеличенное мнение о них сложилось. Omne ignotum pro magnificio est (все необычное представляется величественным, Тацит).
    • там, где люди не могут составить никакого представления о далеких и неизвестных вещах, они судят о них по вещам известным и имеющимся налицо. Эта аксиома указывает на неисчерпаемый источник ошибок, в которые впадали целые нации и все ученые, говоря о Началах Культуры: ведь раздумывали они о них во времена просвещенные, культурные и величественные, и по ним судили о происхождении культуры, - оно же по своей природе должно было быть ничтожным, грубым, самым темным.
    • 2) Основания Истинного:

    • философия рассматривает человека таким, каким он должен быть, законодательство рассматривает человека таким, каков он в действительности, чтобы извлечь из человеческих пороков пользу для человеческого общества.
    • Единообразные Идеи, зародившиеся у целых народов, не знающих друг о друге, должны иметь общее основание истины. Ошибочно считать, что Естественное Право Народов появилось у первой нации и от нее было воспринято другими. Божественным Провидением Право было естественно установлено у всех наций на основе человеческих обычаев. Естественное Право Народов зарождалось самостоятельно у каждого отдельного народа, который при этом ничего не знает о другом, а потом вследствие войн, посольств, союзов, торговли оно признается общим для всего рода человеческого.
    • природа вещей такова, что они возникают в определенные времена и при определенных условиях; всегда, когда последние таковы, именно таковыми, а не другими возникают вещи.
    • вещи за пределами своего естественного состояния и неуместны, и сохраняются недолго.
    • 3) Основания Достоверного:

    • простонародные предания должны были иметь общественное основание истины, почему они возникли и сохранились целыми народами в течение долгих промежутков времени. Одна из основных задач нашей Науки - найти в этих преданиях основу истины.
    • простонародные языки должны быть наиболее важными свидетелями древних народных обычаев, соблюдавшихся в те врмена, когда у этих народов образовывались языки.
    • Частные аксиомы:

    • люди истолковывают вещи сомнительные или темные, с которыми они имеют дело, согласно своей собственной природе и возникающим отсюда страстям и обычаям. Эта Аксиома - великий Канон нашей Мифологии, согласно ему, в Мифах, созданных первыми дикими и грубыми людьми, отражены их нравы и, что для нас главное, - первые гражданские установления (аксиома LIV). "...первые Мифы должны заключать в себе гражданские истины и потому должны быть Историями первых народов" (аксиома XLIII).
    • в чем заключается Естественное Поступательное Движение вещей человеческих: "Порядок идей должен следовать за Порядком вещей". (аксиома LXIV). "Порядок вещей человеческих таков: сначала были леса, потом - хижины, затем - деревни, после - города, наконец - Академии" (аксиома LXV).
    • "Сначала люди ощущают необходимое; затем обращают внимание на полезное, потом замечают удобное, после развлекаются наслаждением и потому развращаются роскошью; наконец, безумствуют, растрачивая свои имущества" (аксиома LXVI, с.91).
    • "Природа народов сначала жестока, потом сурова, затем мягка, после утончена, наконец, распущена" (аксиома LXVII, с.91).
    • "Образ правления должен соответствовать природе управляемых людей" (аксиома LXIX).
    • человек не абсолютно несправедлив по самой своей природе, но он несправедлив вследствие своей падшей и слабой природы.
    • науки должны начинаться с того, с чего начинается разбираемый ими материал. Так, в исследовании общей природы наций мы должны начинать наши рассуждения с того времени, когда люди начали мыслить по-человечески.



  13. Метод нашей Науки: для полного установления Оснований нашей Науки нам остается обсудить в первой Книге метод, которым она должна пользоваться: в полном соответствии с частной аксиомой о том, что науки должны начинаться с того, с чего начинается разбираемый ими материал. А в исследовании общей природы наций мы должны начинать наши рассуждения с того времени, когда люди начали мыслить по-человечески. Каждый человек, интересующейся этой наукой, должен пытаться спуститься от нашей современной человеческой утонченной природы к природе совершенно дикой и бесчеловечной и стремиться ее понять.
    • чтобы отыскать природу вещей человеческих, наша Наука продвигается посредством строгого Анализа человеческих мыслей, относящихся к необходимости или пользе общественной жизни. В этом аспекте наша Наука оказывается Историей Человеческих Идей.
      *с точки зрения нашего времени, речь идет о предмете, называемом история политических и правовых учений*
    • "наша Наука описывает Вечную Идеальную Историю, согласно которой протекают во времени Истории всех Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце"(с.118).
      *известное выражение, благодаря которому мы твердим, что перед нами одна из первых циклических цивилизационных концепций*



  14. Все народы проходят три века своего существования:
    • Век Богов, когда языческие люди думали, что живут под божественным управлением;
    • Век Героев, когда последние повсюду царствовали в Аристократических Республиках на основе превосходства своей природы, которую они полагали отличающейся от природы плебеев;
    • Век Людей: все признали, что они равны по человеческой природе. Народные республики и Монархии.



  15. Естественное Поступательное движение, совершаемое нациями, можно проследить в единообразном постоянстве этого движения вперед во всех многочисленных обычаях Наций на основании деления на три века, соответственно этому делению нации всегда проходят через три вида Природы, из этих трех видов Природы вытекают три вида Нравов, из трех видов Нравов вытекают три вида Естественного Права Народов, соответственно ним устанавливаются три вида Гражданского состояния Государств и т.д.



  16. 3 вида Природы:
    • поэтическая, творящая, божественная. Поэты-Теологи - Самые Древние Мудрецы у всех Языческих Наций.
    • героическая, высокомерная, воинственная. Герои приписывали ей божественное происхождение, себя же почитали сыновьями Юпитера.
    • человеческая, разумная, а потому умеренная, рассудочная, она признает в качестве законов совесть, разум и долг.



  17. 3 вида Нравов:
    • теологические: религиозны и благочестивы.
    • героические: гневливы (Ахилл).
    • человеческие: услужливы, т.к. руководствуются чувством гражданского долга.



  18. 3 вида Естественного Права:
    • Божественное.
    • Героическое (т.е. Право Силы).
    • Человеческое (продиктовано Разумом).



  19. 3 вида Правлений: вся История Человечества заключена между Монархиями Семейными и Гражданскими. Правления начались с Одного в Семейных Монархиях, затем перешли к Немногим в Героических Аристократиях; распространились на Многих и Всех в Народных Республиках, наконец, они вернулись к Одному в Гражданских Монархиях.
    • Божественные (теократические).
    • Героические (аристократические): все гражданские права принадлежат замкнутым аристократическим сословиям.
    • Человеческие: все уравнены законами: республики и монархии.

    Далее: в том же духе по три вида языков, характеров, юриспруденций, авторитета, суда, времен.




  20. ...следует поразмыслить о тех параллелях, которые были проведены во всем настоящем Произведении на большом количестве материала между первыми и позднейшими временами Древних и Современных Наций. Таким образом, мы получили Идеальную Историю вечных Законов, соответственно которым движутся Деяния всех Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце.





  21. Источник: Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М.-К.: REFL-book - ИСА, 1994. - 656 с.
    Это перевод последнего и наиболее полного третьего издания "Новой науки" (1744), первые два - 1725 и 1730-й гг.



на главную страницу
Hosted by uCoz