МАКС   ВЕБЕР,
"Протестантская этика и дух капитализма"

  1. Почему капитализм возник именно на Западе:
    М. Вебер не согласен со стандартным ответом: "стремление к наживе". "Стремление к предпринимательству", к денежной выгоде, к наибольшей денежной выгоде само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих — оно свойственно all sorts and conditions of men всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существует какая-либо объективная возможность. Подобные наивные представления о сущности капитализма принадлежат к тем истинам, от которых раз и навсегда следовало бы отказаться еще на заре изучения истории культуры.



  2. Дадим определение рассматриваемого явления:
    "Капиталистическим" мы здесь будем называть такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства. Хозяйственная деятельность действительно ориентирована на сопоставление дохода и издержек (учет капитала) в денежном выражении, как бы примитивно это ни совершалось.



  3. Два капитализма:
    • "Авантюристический" капитализм всех времен и народов: это капитализм грюндеров, крупных спекулянтов, колонизаторов и финансистов, капитализм, ориентированный на войну. Свойственная ему безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна западному капитализму Нового времени и еще менее того его "духу". Западный капитализм ведет к обузданию этого иррационального стремления, к его рациональному регламентированию.
    • Западный капитализм - стремление к наживе в рамках непрерывно действующего рационально организованного предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности.
      - это рациональная организация свободного (формально) труда.
      - этот тип капитализма известен только Западу Нового времени, и нигде ранее не существовал.
      - ориентированный на товарный рынок, а не на политическую борьбу или иррациональную спекуляцию.
      - рациональная организация капиталистического предприятия немыслима без двух важных компонентов:
      1. отделения предприятия от домашнего хозяйства (юридически оформленное разделение капитала предприятия и личного имущества предпринимателя);
      2. бухгалтерская отчетность.



  4. Другие источники возникновения западного буржуазного промышленного капитализма:
    • развитие техники и созданные ею новые возможности;
    • своеобразие западных естественных наук с их рациональным математическим обоснованием и точными экспериментальными методами;
    • рациональная структура права и управления;
    • протестантские религиозные идеи и выходившая из них этика: в прошлом в основном они формировали жизненное поведение людей. Степень именно их влияния и исследует в данной работе М.Вебер




  5. гл. 1. Вероисповедание и социальное расслоение





  6. Реформация: не следует упускать из виду то, о чем теперь часто забывают: Реформация означала отнюдь не устранение господства церкви в повседневной жизни, а наоборот: замену господства католической церкви - необременительного, практически малоощутимого, чуть ли не формального, на в высшей степени тягостную и жесткую регламентацию всего поведения, глубоко проникающую во все сферы частной и общественной жизни. Ведь реформаторы порицали отнюдь не чрезмерность, а недостаточность церковно-религиозного господства над жизнью.

    Господство кальвинизма в той степени, в какой оно существовало в XVI в. в Женеве и Шотландии, в конце XVI и в начале XVII в. в большей части Нидерландов, в XVII в. в Новой Англии, а порой и в самой Англии, ощущалось бы нами теперь как самая невыносимая форма церковного контроля над личностью. Но именно экономически наиболее развитые страны того времени, а в самих странах именно носители экономического подъема - "буржуазные" средние классы, не только мирились с дотоле им неведомой пуританской тиранией, но и защищали ее с таким героизмом, который до того буржуазные классы как таковые проявляли редко, а впоследствии не обнаруживали больше никогда.




  7. Статистика времен М.Вебера:
    • в Германии обращает на себя внимание несомненное преобладание протестантов над католиками среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих.
    • среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической, торгово-промышленной деятельности (реальные гимназии, реальные училища) значительно ниже, чем среди протестантов. Католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий - этот факт объясняет незначительное участия католиков в капиталистическом предпринимательстве. Среди квалифицированных рабочих современной крупной промышленности мало католиков.



  8. Выводы из статистики:
    • протестанты (особенно сторонники тех течений, которые будут рассмотрены в дальнейшем) как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении.
    • в этих случаях налицо следующее причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности тем направлением воспитания, которое обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности.



  9. Это неправильные стереотипы:
    • (мнимая!) "отчужденность от мира" католицизма или (мнимая!) материалистическая "радость жизни" протестантизма, и прочие такого рода понятия совершенно неприемлемы в исследовании интересующей нас проблемы, т.к. взятые в столь общей форме, они не соответствуют действительности ни в настоящем, ни тем более в прошлом;
    • культурные влияния Реформации в большей своей части были нежелательными для самих реформаторов последствиями их деятельности, часто очень далекими от того, что проносилось перед их умственным взором. Если мы, исследуя взаимосвязь между старопротестантской этикой и развитием капиталистического духа, отправляемся от кальвинизма и других "пуританских" сект, то это отнюдь не означает, что мы предполагаем обнаружить, будто кто-либо из основателей этих религиозных течений считал целью своей жизненной деятельности пробуждение того "духа", который мы именуем здесь "капиталистическим".




  10. гл. 2. "Дух" капитализма





  11. "Дух" капитализма: систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии, представление о профессиональном долге. Это такой строй мышления, который, хотя бы во время работы, исключает неизменный вопрос: как бы при максимуме удобства и минимуме напряжения сохранить свой обычный заработок, - такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью, "призванием".
    Такое отношение к труду не может возникнуть как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.

    Первым противником, с которым пришлось столкнуться "духу" капитализма и который являл собой определенный стиль жизни, нормативно обусловленный и выступающий в "этическом" обличье, был тип восприятия и поведения, который может быть назван традиционализмом.




  12. "Традиционалистский" строй мышления: человек "по своей природе" не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Повсюду, где современный капитализм пытался повысить "производительность" труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду.

    "Традиционалистское" хозяйство определяется по духу, которым оно проникнуто. В основе подобного хозяйства лежало стремление сохранить традиционный образ жизни, традиционную прибыль, традиционный рабочий день, традиционное ведение дел, традиционные отношения с рабочими и традиционный, по существу, круг клиентов, а также традиционные методы в привлечении покупателей и в сбыте - все это, как мы полагаем, определяло "этос" предпринимателей данного круга.




  13. Лучший "документ" "духа" капитализма - философия Бенджамина Франклина:
    • "Помни, что время - деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен - если он расходует на себя всего только шесть пенсов - учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов".
    • "Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги... Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов".
    • "Помни пословицу: тому, кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у своих друзей деньги, которые им в данный момент не нужны... Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег ни на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек".
    • "Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, который твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых шесть месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется".



  14. Все нравственные правила Франклина имеют утилитарное обоснование: честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью - все эти качества именно поэтому и являются добродетелями. Из этого можно заключить, что там, где видимость честности достигает того же эффекта, она вполне может заменить подлинную честность. Деловитость человека, следующего своему призванию, составляет альфу и омегу морали Франклина.



  15. *Это к теме напрямую не относится. Цитата из "Протестантской этики...", иллюстрирующая, очевидно, отношение М. Вебера к социальной функции государства: "в розничной торговле (мы имеем в виду не тех неимущих мелких лодырей, которые в наши дни взывают к государственной помощи) процесс революционализации еще и теперь идет полным ходом..." Эмоционально, в отличие от остального текста...*




    гл. 3. Концепция призвания У Лютера





  16. Концепция призвания у Лютера: выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека. С точки зрения Лютера, монашеский образ жизни не только бессмыслен для оправдания перед Богом, но и являет собой лишь порождение эгоизма и холодного равнодушия, пренебрегающего мирскими обязанностями человека. Мирская же деятельность, напротив, характеризуется им как проявление христианской любви к ближнему. Отрицание превосходства аскетического долга над мирскими обязанностями сочеталось у Лютера с проповедью послушания властям и примирением со своим местом в мире.



  17. Относительная нравственная слабость лютеранства: они не отказались от обряда исповеди, лютеранин мог ежеминутно обрести прощение посредством раскаяния и покаяния. В лютеранстве полностью отсутствовал тот импульс к постоянному самоконтролю и к планомерной регламентации своей жизни, который характеризует суровое кальвинистское учение. Лютеранство в меньшей степени, чем кальвинизм, заполняло жизнь аскетическим содержанием.

    Поэтому мы обратимся к рассмотрению тех форм протестантского вероучения, в которых связь между жизненной практикой и религиозной основой обнаруживается легче, чем в лютеранстве.





  18. гл.4. Религиозная основа мирского аскетизма





  19. Исторические носители мирского протестантского аскетизма:
    1. кальвинизм в том его облике, который он имел в ряде западноевропейских стран, где завоевал господство в XVII в.;
    2. пиетизм;
    3. методизм;
    4. вышедшие из анабаптистского движения секты.



  20. a.   КАЛЬВИНИЗМ:

  21. Учение о предопределении: смысл нашей индивидуальной судьбы покрыт таинственным мраком, проникнуть в который нам недозволено. Нам известно лишь одно: часть людей предопределена к блаженству, остальные же прокляты навек. Полагать, что заслуги или проступки людей оказывают влияние на их судьбы, было бы равносильно тому, что абсолютно свободные, от века существующие решения Бога мы сочли бы возможным подчинить человеческому влиянию - предположение совершенно немыслимое.

    Индивидуализм: результат учения о предопределении. Это учение в своей патетической бесчеловечности принесло ощущение неслыханного дотоле внутреннего одиночества отдельного индивида. Эта отъединенность является одним из корней того лишенного каких-либо иллюзий пессимистически окрашенного индивидуализма, который мы наблюдаем по сей день в "национальном характере" и в институтах народов с пуританским прошлым, столь отличных от того совершенно иного видения мира и человека, которое было характерным для эпохи Просвещения.

    "Расколдование мира": это абсолютное устранение веры в спасение души с помощью церкви и таинств (с последовательностью, еще неведомой лютеранству) было той решающей идеей, которая отличала кальвинизм от католичества. В этом находит свое завершение тот великий историко-религиозный процесс расколдования мира, начало которого относится ко времени древнеиудейских пророков и который в сочетании с эллинским научным мышлением уничтожил все магические средства спасения, объявив их неверием и кощунством.




  22. Главный вопрос кальвинизма: как удостовериться в собственной избранности: Кальвин указал, что доказательством избранности служит устойчивость веры, возникающая как следствие благодати.

    Здесь два пути:

    • верующему вменяется в прямую обязанность считать себя избранником Божьим и прогонять сомнения как дьявольское искушение, ибо недостаточная уверенность свидетельствует о неполноте веры.
    • в качестве средства для обретения внутренней уверенности в спасении рассматривается неутомимая деятельность в рамках своей профессии. Бог помогает тому, кто сам себе помогает, кальвинист, таким образом, сам создает уверенность в своем спасении.



  23. Обретение спасeния в католицизме и кальвинизме:
    • Католицизм: рядовой средневековый католик-мирянин жил в этическом отношении сегодняшним днем, выполняя свои традиционные обязанности. "Добрые дела", выходящие за эти рамки, обычно не были связаны друг с другом, они совершались от случая к случаю, либо для искупления конкретных грехов, либо под влиянием размышлений о спасении души, либо - в конце жизни - в качестве своего рода страхового взноса. И каждый отдельный хороший или дурной поступок ставился ему в заслугу или порицался и влиял на все его земное существование и на его вечную жизнь.
    • Кальвинистский Бог требовал от своих избранных не отдельных "добрых дел", а святости, возведенной в систему. Здесь не могло быть и речи ни о характерном для католицизма, столь свойственном природе человека чередовании греха, раскаяния, покаяния, отпущения одних грехов и совершения новых; ни о сбалансировании всей жизни с помощью отдельных наказаний или посредством находящихся в распоряжении церкви средств сообщения благодати. Cпасение не может быть обретено, как того требует католицизм, постепенным накоплением отдельных достойных деяний, а является следствием систематического самоконтроля.



  24. Кальвинистская мирская аскеза и средневековая католическая аскеза:
    • Общее: христианская аскеза на Западе уже в средние века носила рациональный характер - в отличие от монашества восточного. Она превратилась в систематически разработанный метод рационального жизненного поведения, целью которого было освобождение человека от иррациональных инстинктов, уничтожение непосредственного чувственного наслаждения жизнью.
    • Отличия: главное отличие кальвинистской аскезы от средневековой католической: мирская направленность. В католичестве к повседневной нравственности предъявлялись минимальные требования, жизнь монахов превосходила мирскую нравственность. Впервые это изменил Лютер, кальвинизм же просто заимствовал эту идею у Лютера. Oсновное свойство кальвинистского благочестия: теперь каждый христианин должен быть монахом в течение всей своей жизни.



  25. Отношение кальвинистов к Библии: моральные предписания Ветхого завета были в глазах кальвинистов равны по своей значимости предписаниям Нового завета, если они не относились только к условиям жизни иудеев или не были прямо отвергнуты Христом. Уже Санфорд справедливо относил специфически рациональный характер кальвинизма, устранение мистической и вообще всей эмоциональной стороны религиозности к влиянию Ветхого завета.




  26. b.   ПИЕТИЗМ:

  27. Основные черты: стремление к обособленности, они собирались в отъединенные от мира кружки, чтобы посредством усиленной аскезы уже в посюстороннем мире ощутить блаженство общения с Богом. Это часто вело к такому усилению эмоциональной стороны религиозной веры, чуждой кальвинистскому благочестию, что религиозная вера могла принимать откровенно истерический характер; возникало чередование неврастенических состояний, когда едва ли не чувственный религиозный экстаз сменялся приступами нервной расслабленности, ощущаемой как "богооставленность", - результат, прямо противоположный трезвой и строгой дисциплине, подчинявшей себе всю систематизированную святую жизнь пуританина.

    Совершенно очевидно, что религиозная направленность на то, чтобы эмоционально пережить благодать в настоящем, содержит меньший импульс к рационализации мирской деятельности, чем ориентированное лишь на потустороннее спасение стремление пуритан утвердиться в своем избранничестве через активную профессиональную деятельность в этом мире.





  28. c.   МЕТОДИЗМ:

  29. Основные черты:
    • методизм - англо-американская разновидность континентального пиетизма;
    • cочетание эмоциональной и вместе с тем все-таки аскетической религиозности, "методически" систематизированное жизненное поведение с целью обрести уверенность в спасении - центр религиозных устремлений верующих. Эта методичность переносилась и в сферу подготовки чисто эмоционального акта "обращения";
    • добрые дела - не реальная причина избранности, а лишь способ распознавать ее, и это лишь в тех случаях, когда они творятся во славу Божью;
    • в отличие от кальвинизма, который во всяком проявлении чувств подозревал обман, единственной бесспорной основой уверенности в своем спасении считалась данная только в чувстве/ощущении/переживании абсолютная уверенность избранника, причем возникновение этой уверенности обычно связывалось с определенным днем и даже часом.
    • переживший это может уже в этой жизни достигнуть ощущения совершенства, т.е. безгрешности: это происходит посредством второго, наступающего, как правило, изолированно от первого, акта столь же внезапного внутреннего переживания, "освящения". Как ни трудно достигнуть данной цели - обычно это удается лишь к концу жизни, - стремиться к ней необходимо, ибо она является залогом уверенности в спасении и дает радостную уверенность вместо "брюзгливой" озабоченности кальвинистов.




  30. d.   Секты, вышедшие из анабаптистского движения

  31. Пиетизм Европейского континента и методизм англосаксонских народов являются вторичными образованиями как по своему идейному содержанию, так и по своему историческому развитию. В отличие от них вторым оригинальным направлением протестантского аскетизма можно (наряду с кальвинизмом) считать перекрещенство и вышедшие из него в течение XVI—XVII вв. (непосредственно или путем восприятия форм его религиозного мышления) секты баптистов, меннонитов (секта, которую основал Менно Симонс) и прежде всего квакеров.



  32. Религиозная община: рассматривается не как учреждение, по самой природе своей призванное охватывать как праведников, так и грешников, будь то к вящей славе Божьей (как в кальвинизме) или в качестве посредника для передачи людям средств спасения (как в католичестве и лютеранстве), а исключительно как сообщество лично верующих и возрожденных, и только их одних. Именно это должно было символизировать само по себе чисто внешнее требование - крестить только взрослых, внутренне сознательно воспринявших веру и исповедующих ее.



  33. Oсновные черты:
    • баптисты осуществили радикальное обесценение всех таинств в качестве средств спасения и тем самым произвели религиозное "расколдование" мира. Лишь "внутренний свет" продолжающегося откровения ведет к подлинному пониманию того божественного откровения, которое дано в Библии. Поскольку учение о предопределении потеряло свое прежнее значение, психологической основой специфически методического характера баптистской нравственности стало прежде всего "ожидание" воздействия святого духа: цель этого молчаливого ожидания - преодоление всего инстинктивного и иррационального, страстей и субъективности "природного" человека в себе. Он должен молчать для того, чтобы в душе его установилась та глубокая тишина, которая является необходимым условием для восприятия гласа Божьего.

      Идея, что глас Божий слышен лишь там, где молчит тварь, стала содействовать воспитанию в человеке способности спокойно взвешивать свои поступки и анализировать их посредством постоянного обращения к своей совести. Эти черты спокойствия, трезвости и исключительной совестливости в самом деле характеризуют жизненную практику позднейших баптистских общин, и в первую очередь квакеров.

    • квакеры последовательно разработали учение о решающем значении внутреннего голоса как непосредственного свидетельства святого духа, познаваемого разумом и совестью. Тем самым устранялось если не значение, то абсолютное господство Библии, было покончено с церковным учением о спасении души, а в конечном итоге у квакеров — и с крещением и причащением.
    • Аполитичные принципы: из-за строгого запрещения носить оружие и приносить присягу, что неизбежно вело к невозможности занимать многие государственные должности, из-за глубокой, непреодолимой антипатии баптистов ко всему, связанному с аристократическим образом жизни - интенсивность экономических профессиональных интересов в баптистских сектах усиливалась, тем самым контролируемая голосом совести методичность жизненного поведения баптистов полностью направлялась в русло не связанной с политикой профессиональной деятельности.
    • Деловая практика баптистов: благодаря контролированию своих действий совестью в деловой практике баптистов уже по мнению людей XVII в., утверждается важный принцип капиталистической "этики", согласно которому "honesty is the best policy".



  34. Избранный М.Вебером ход исследования: он отталкивался не от объективно существующих социальных институтов старопротестантских церквей, церковной дисциплины, а сконцентрировал внимание на том воздействии, которое способна оказывать на жизненный уклад верующего субъективно воспринятая им аскетическая религиозность. Церковная регламентация аскезы могла приводить к обратным результатам: она принуждала верующих к соблюдению определенных внешних требований поведения, но парализовала субъективные импульсы к методическому строю жизни. Всегда следует иметь в виду коренное различие между воздействием авторитарной полиции нравов государственных церквей и основанной на добровольном подчинении полиции нравов сект.




  35. гл.5. Аскеза и капиталистический дух





  36. Для понимания связи между идеями аскетического протестантизма и правилами экономических будней необходимо обратиться к тем богословским произведениям, которые выросли из повседневной душеспасительной практики. Ибо в те времена мысли о потустороннем мире заполняли жизнь людей, а от допущения к причастию зависело социальное положение христианина... Поскольку наиболее последовательное обоснование идее профессионального призвания дает выросший на почве кальвинизма английский пуританизм, мы ставим одного из его представителей в центр нашего исследования - пресвитерианин Ричард Бакстер (XVII в.):
    • богатство: морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, наслаждение богатством и вытекающие из этого последствия - бездействие и плотские утехи - и прежде всего ослабление стремления к "святой жизни". И только потому, что собственность влечет за собой эту опасность бездействия и успокоенности, она вызывает сомнения.
    • лишь деятельность служит приумножению славы Господней, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени: на светские развлечения, "пустую болтовню", роскошь, даже на превышающий необходимое время сон - не более шести, в крайнем случае восьми часов.
    • когда они отдыхают: созерцание менее угодно Богу, чем активное выполнение его воли в рамках своей профессии. К тому же для занятий такого рода существует воскресенье. По мнению Бакстера, люди, бездеятельные в своей профессии, не находят времени и для Бога, когда приходит час Его.
    • труд: необходимость упорного, постоянного физического или умственного труда. Труд - лучшая мера против всех искушений "нечистой жизнью". Труд - поставленная Богом цель всей жизни человека. Богатство не освобождает от необходимости трудиться. Нежелание работать - симптом отсутствия Божьей благодати.

      Здесь отчетливо обнаруживается отличие от средневекового отношения к этой проблеме. Фома Аквинский тоже дал свое толкование этих слов апостола Павла: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь". Однако в его истолковании труд необходим лишь для поддержания жизни как отдельного человека, так и человечества в целом. Там, где отсутствует эта цель, теряет свою силу и это предписание. На того, кто обладает необходимым имуществом и может существовать не работая, это предписание не распространяется...

    • профессия: провидение Господне дало каждому профессию (calling), которую он должен принять и на стезе которой должен трудиться; это профессиональное призвание здесь не судьба, с которой надо примириться и которой надо покорно следовать (как в лютеранстве), а требование Бога к каждому человеку трудиться к вящей славе Его.

      Средневековый взгляд: Фома Аквинский рассматривал разделение труда и деление общества по профессиям как прямое следствие божественного плана мирового устройства. Введение же человека в этот космос происходит соответственно склонностей различных людей к различным профессиям и случайно по своему характеру.

      У Бакстера же прагматическое толкование разделения труда: Специализация ведет, способствуя выучке (skill) рабочего, к количественному повышению производительности труда и тем самым служит общему благу (common best), которое тождественно благу наибольшего числа людей. Работник определенной профессии занят упорядоченной деятельностью, в отличие от тех, кто пребывает в вечном замешательстве, совершая свои действия вне постоянного места и времени... поэтому определенная профессия ("certain calling") является наивысшим благом для каждого человека. "Вне определенной профессии всякая дополнительная деятельность не что иное, как случайная работа; выполняя ее, человек больше времени лентяйничает, чем трудится". Тщательное и методичное выполнение своих профессиональных обязанностей. Не труд как таковой, а лишь рациональная деятельность в рамках своей профессии угодна Богу.

    • прагматизм: пуритане не отвергают перемену профессии, если только это не совершается легкомысленно, а проистекает из желания заняться более угодной Богу, что означает - более полезной деятельностью. Полезность профессии и, следовательно, ее угодность Богу в первую очередь определяются с нравственной точки зрения, затем степенью важности, которую производимые в ее рамках блага имеют для "всего общества"; однако в качестве третьего и практически безусловно наиболее важного критерия выступает ее "доходность". Ибо если Бог, перст которого пуританин усматривает во всех обстоятельствах своей жизни, представляет кому-нибудь из своих избранников какой-либо шанс для извлечения прибыли, то верующий христианин должен следовать этому указанию и использовать предоставленную ему возможность.
    • желание быть бедным было бы равносильно желанию быть больным и достойно осуждения, т.к. наносит ущерб славе Божьей. Что же касается нищенствования, которому предается человек, способный работать - это грех бездеятельности.



  37. Влияние, которое идея профессионального призвания аскетического протестантизма оказала на сферу современной предпринимательской деятельности:
    • один из главных компонентов современного капиталистического духа и всей современной культуры, - рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания - возник (и настоящая работа посвящена доказательству этого) из духа христианской аскезы.
    • пуритане проявляли ярко выраженную тенденцию к унифицированию стиля жизни, которая в настоящее время служит капиталистическим интересам стандартизации продукции.
    • свою основу жизненный уклад современного капитализма находит в этике аскетического протестантизма. Мысль об обязательстве человека по отношению к доверенному ему имуществу, которому он подчинен в качестве управителя или даже своего рода "машины для получения дохода", ложится тяжелым грузом на всю его жизнь и замораживает ее. Чем больше имущество, тем сильнее чувство ответственности за то, чтобы имущество было сохранено в неприкосновенности и увеличено неустанным трудом.
      *т.е. когда кто-либо занимается бизнесом, то обязательно - "от и до", необходимо все время "держать руку на пульсе", невозможно остановиться и отдохнуть, а последний отпуск был много лет назад...*
    • мирская аскеза протестантизма со всей решительностью отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Аскеза требовала от богатых людей не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы практически полезным целям. Препятствия на пути к потреблению нажитого богатства служили его использованию в качестве инвестируемого капитала.
    • пуританизм с его антипатией к феодальному образу жизни должен был заметно ослабить широко распространенную повсюду тенденцию приобретать на нажитый капитал дворянские земли. Английские писатели-меркантилисты XVII в. видели причину превосходства голландского капитала над английским в том, что в Голландии (в отличие от Англии) нажитые состояния не вкладывались в землю и, что гораздо важнее - владельцы крупных капиталов не стремились воспринять аристократический образ жизни и превратить свою собственность в феодальное владение, что вывело бы ее из сферы капиталистического предпринимательства. Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно при всех обстоятельствах способствовало установлению буржуазного рационального с экономической точки зрения образа жизни.
    • полная интенсивной религиозной жизни эпоха XVII в. завещала безупречно чистую совесть (которую с полным основанием можно назвать фарисейской), сопутствующую наживе, если только эта нажива не выходит за рамки легальности. Так возникает специфически буржуазный профессиональный этос.
    • Кальвину принадлежит часто цитируемое изречение, что "народ" (то есть рабочие и ремесленники) послушен воле Божьей лишь до той поры, пока он беден. Т.е. люди в своем большинстве работают лишь тогда, когда их заставляет нужда. Сформулированный таким образом лейтмотив капиталистического хозяйства вошел затем в теорию "производительности" низкой заработной платы в качестве одного из ее компонентов.
    • современная профессиональная деятельность носит отпечаток аскетизма: ограничение человеческой деятельности рамками профессии вместе с отказом от фаустовской многосторонности (который, естественно, вытекает из этого ограничения) является в современном мире обязательной предпосылкой плодотворного труда. Для Гёте осознание этого факта означало отречение и прощание с эпохой гармоничного, прекрасного человека, с эпохой, повторение которой для нашей культуры столь же невозможно, как для древности невозможен был возврат к эпохе расцвета афинской демократии. Пуританин хотел быть профессионалом, мы должны быть таковыми.
    • по мере того как аскеза начала преобразовывать мир, оказывая на него все большее воздействие, внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей и завоевали наконец такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества. В настоящее время дух аскезы ушел из мира, в котором победил капитализм.



на главную страницу
Hosted by uCoz