Общечеловеческий гуманизм vs корпоративный гуманизм:
феодальные институты были чувствительны к бедам отдельных людей,
но не всего рода человеческого. Но в эпоху равенства,
когда все люди примерно одинаково думают и чувствуют, каждый из
них способен мгновенно оценить ощущения всех остальных: для
этого ему надо лишь мельком заглянуть в самого себя. Один и тот
же человек полон самых гуманных чувств по отношению к себе
подобным, когда они занимают равное с ним положение в обществе,
но если это равенство исчезает, он становится бесчувственным к их
горестям. Мягкость общественных нравов следует объяснять равенством,
чем цивилизованностью и просвещенностью людей.
Аналогично, когда каждая нация имеет свои особые убеждения,
верования, законы и обычаи, она считает себя как бы единственным
полноправным представителем всего человечества в целом и способна
воспринимать только собственные горести. По мере того, как народы
сближаются, уподобляясь друг другу, они становятся все более
способными на чувство взаимного сострадания, а их представления
о правах народов - более гуманными.
Все граждане демократического государства фактически связаны
между собой молчаливым соглашением, согласно которому каждый
обязан оказывать другим временное содействие, дабы самому
иметь возможность обратиться к ним за помощью.