ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ,
"ФИЛОСОФИЯ ПРАВА"
*ЭТО КОНСПЕКТ ТОЛЬКО 1/3 КНИГИ!*
- Цель этой работы Гегеля: постичь и изобразить
государство как нечто разумное в себе. Гегель против того,
чтобы конструировать государство таким, каким оно должно быть.
- Задача философии: постичь то, что есть,
ибо то, что есть, есть разум.
- Истинная мысль: не мнение о предмете,
а понятие самого предмета через мышление.
Только правильное мышление дает знание и
познание предмета, следовательно наше познание
должно быть научным.
Истина: в философии - это соответствие
понятия реальности.
- Идея права: свобода, истинное ее понимание
достигается лишь тогда, когда она познается
в ее понятии и наличном бытии этого понятия
(субъективно и объективно).
- СВОБОДА:
- свобода есть такое же основное определение воли,
как тяжесть — основное определение тела,
ибо материя сама есть тяжесть.
Аналогично - свободное есть воля.
- она заключается не в неопределенности
и не в определенности, но есть то и другое.
- чтобы не остаться абстрактной, свободная
воля должна прежде всего дать себе наличное бытие,
первый чувственный материал этого наличного бытия -
вещи/ внешние предметы.
1-й вид свободы - собственность:
сфера формального и абстрактного пр;
также собственность в ее опосредованной форме
в виде договора. Свобода, которую мы здесь имеем,
есть то, что мы называем лицом/субъектом,
- свободным для себя и дающим себе наличное бытие в вещах.
- ВОЛЯ:
- может от всего абстрагироваться
и она также определена — собой или чем-то другим;
- формальная воля - процесс, посредством которого
субъективная цель через опосредование деятельности
и некоего средства переводится в объективность
- определена не только в смысле содержания,
но и в смысле формы. Определенность формы
есть цель и осуществление цели;
- свобода и воля для нас — единство
субъективного и объективного. Следовательно,
цель должна быть положена объективно,
и этим она обретает не новое одностороннее
определение, а лишь свою реализацию.
- АБСТРАКТНОЕ ПРАВО: в себе единичная воля субъекта.
- ВЕЩЬ В СЕБЕ: То, что есть только в себе,
не есть в своей действительности.
- ПРОИЗВОЛ: содержание его определяется
быть моим не благодаря природе моей воли,
а благодаря случайности: следовательно,
я также завишу от этого содержания —
в этом и состоит противоречие,
заключенное в произволе.
Обыкновенный человек полагает,
что он свободен, если ему дозволено
действовать по своему произволу,
между тем именно в произволе
заключена причина его несвободы.
- НЕСВОБОДА: содержание дано, и человек
определяется им, следовательно, в этом аспекте
он уже не свободен.
- ПРАВО: нечто святое вообще -
так как оно есть наличное бытие
абсолютного понятия.
Формализм права (и формализм обязанности)
возникает из различия между ступенями
в развитии понятия свободы.
- ГОСУДАРСТВО:
- всеобщая и объективная свобода,
остающаяся таковой и в свободной
самостоятельности особенной воли.
Этот действительный и органический дух народа,
проходя через отношение друг к другу
особенных духов различных народов,
получает действительность
и открывается во всемирной истории
как всеобщий мировой дух,
право которого есть наивысшее.
- итак, право государства - наивысшее.
Идея свободы истинна лишь как государство.
- природа государства не состоит
в договорном отношении, независимо от того,
рассматривается ли государство
как договор всех со всеми или как их договор
с государем или правительством. Это ошибка:
перенос определения частной собственности
в сферу совсем иную и более высокую по своей природе.
- индивиды не могут по своему произволу отделиться
от государства. Разумное назначение человека -
жить в государстве, а если его еще нет,
то есть требование разума,
чтобы оно было основано.
Государство должно дать разрешение
вступить в него / выйти из него.
Следовательно, это не зависит от произвола
отдельных людей, и государство зиждется
тем самым не на договоре.
- защита и обеспечение жизни
и собственности индивидов в качестве
единичных не есть необходимо
субстанциальная сущность государства;
государство - наивысшее, которое притязает
на саму эту жизнь и собственность и требует,
чтобы они были принесены в жертву.
- СОБСТВЕННОСТЬ: лицо должно дать себе внешнюю
сферу своей свободы, итак, собственность -
непосредственно отличное и отделимое от него.
- ПРАВО ЛИЦА НА СВОЮ ЖИЗНЬ: это невозможное
противоречие, это означало бы, что лицо имеет
право на себя. Но этого права оно не имеет,
так как оно не стоит над собой и не может себя судить.
- НЕПРАВО: если явление движется к видимости.
Видимость есть наличное бытие,
несоответственное сущности, пустое.
- Три главные формообразования свободной воли
есть 3 основные уровни развития понятия права:
- абстрактное право
(собственность, договор, неправо);
- мораль (умысел, вина, намерение,
благо, добро и совесть);
- нравственность (семья, гражданское
общество и государство).
- ПЕРЕХОД ОТ ПРАВА К МОРАЛЬНОСТИ: свою личность,
в качестве которой воля только и есть
в абстрактном праве, воля имеет теперь
своим предметом. Такая для себя бесконечная
субъективность свободы составляет принцип
моральной точки зрения.
- НРАВСТВЕННОСТЬ: единство воли в ее понятии
и воли единичного, т.е. субъекта. Проявляется в:
- семья;
- гражданское общество(люди относятся друг к другу
как самостоятельные лица, объединенные лишь узами
потребности друг в друге);
- государство (право государства выше других ступеней:
это свобода в ее самом конкретном образе,
подчиненная лишь высшей абсолютной
истине мирового духа).
- ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: сфера реализации особенных,
частных целей и интересов отдельной личности.
Oпосредствованная трудом система потребностей,
покоящаяся на господстве частной собственности
и всеобщем формальном равенстве людей.
на главную страницу