ОГЮСТ КОНТ, "Общий обзор позитивизма"

Часть 3. Научное значение позитивизма

*ЭТО КОНСПЕКТ ТОЛЬКО 3 ЧАСТИ КНИГИ!*
  1. Позитивизм предоставляет пролетариям нравственные средства управления:

    • Застойный парламентарный режим - это конец только 1-й части великой западной революции. Мы нуждаемся в полном социальном преобразовании. Социальное назначение позитивизма таково, что мы не надеемся, что наши богатые и образованные классы сочувственно отнесутся к позитивной философии, которая начинает сейчас дисциплинировать умы, дабы преобразовать нравы.
    • Следовательно, позитивизм может встретить коллективное одобрение только среди классов, избвленных от бесполезного обучения словам, только наши пролетарии способны стать решительными помощниками новых философов. Тесный союз между двумя крайними элементами окончательного строя - пролетариями и философами.
    • Этому союзу способствует характер труда пролетария:
      - инстинкт реальности;
      - предпочтение полезного;
      - стремится к общим понятиям (не к специальным взглядам как власть имущий средний класс дельцов);
      - моральное превосходство над дельцами - у пролетариев сильно развито социальное чувство;
      - активная солидарность, в которой каждый, сохраняя свою индивидуальность, видит главное средство к достижению благополучия;
      - пролетарии способны на самоотверженность в случае реальной общественной потребности.
    • Никакая другая часть современного общества не может, как пролетарии, быть расположена вести себя надлежащим образом с общей точки зрения. Пролетариат может понимать и чувствовать действительные нравственные начала, но он не может привести их в стройную систему (а философы - могут).
    • Коллективные потребности пролетариата по необходимости заставляют его поддерживать главные нравственные правила, которые обыкновенно выгодны для него.
    • Итак, позитивизм предоставляет пролетариям нравственные средства управления, но не политические.




  2. Теория о верховенстве народной власти:
    • Догмат метафизики о верховной власти народа позитивизм не признает, но в крайних случаях допускает право на возмущение. Позитивизм не введет в обычай отдавать политические вопросы и выборы на суд очевидно некомпетентных людей (народа), которых позитивизм сумеет склонить к добровольному отречению от их анархических прав.
    • Всякое прямое участие народа в политическом управлении (решение важных социальных мероприятий) уместно только в период революций. В окончательном состоянии оно будет анархичным.
    • В теории о верховной власти народа позитивизм различает 2 отличных друг от друга понятия:
      1. политическое - используется очень редко, в определенных случаях (во время революций). Чаще население, неспособное само принять решение, должно принимать решения лиц, облеченных его доверием.
      2. моральное - имеет всеобщее использование.
        Моральное толкование мнимого народовластия - основное обязательство властей: направлять всю социальную деятельность к общему благу. Понимаемое так мнимое народовластие совпадает с всеобщим основанием истинной морали: прямое и беспрерывное преобладание общественности над личностью.
    • В этом ошибка революционной доктрины, которую не повторяет позитивизм: постоянное смешение 2-х основных сил: политической и моральной.




  3. Общественное мнение:
    • Союз между философами и пролетариями призван создать господство общественного мнения (что должно стать характерной чертой окончательного строя человечества).
      Общественное мнение станет главной опорой нравственности (социальной, частной и личной) среди тех народов, где человек живет все более на виду у всех, что позволит обществу реально контролировать деятельность каждого.
    • Прямое и постоянное воззвание к общественному интересу (как к единственному принципу позитивной морали) возбуждает постоянное вмешательство общественного мнения, направляющего действия к общественному благу. Метафизическое учение о личном значении существования каждого человека такого не допускало.
    • Сила общественного мнения - регулирующее начало политики. Она должна быть не результатом случайных совпадений, а результатом систематического исповедования общих принципов. Окончательное возрождение социальных учреждений зависит от предварительного пробразования мнений и нравов.
    • По мере восстановления умственного и нравственного единства духовное основание будет руководить постепенным развитием политической системы.
    • Назначение общественного мнения: нравственное и политическое.
    • Нормальная организация общественного мнения: компоненты:
      1. доктрина: истинные социальные принципы.
        Истинные социальные принципы делятся на теоретические и практические, полностью систематизируются. Эти принципы должны быть выведены из реальных законов нашей личной/коллективной природы. Зло в политике: ложная социальная доктрина часто способствовала естественному главенству эгоизма, извращая понятие об общем благе. Необходимо установить всеобщую доктрину.
      2. сила: публика, которая санкционировала бы использование доктрины.
        Следующее главное условие для установления господства общественного мнения - наличность социальной среды, способной проводить основные принципы. Это - современный пролетариат - опора для новой духовной власти. Даже социального чувства было бы недостаточно для обычного руководства активной жизнью, если бы общественное мнение не укрепляло благие личные намерения. Это беспрестанное воздействие всех на каждого. Без этого всеобщего сотрудничества чувство и рассудок были бы недостаточными, так как наша несовершенная природа всегда стремится удовлетворить личные инстинкты.

        Пролетарии - главный источник общественного мнения, в соответствии с их численным превосходством, их умственными и нравственными качествами в соединении с социальным положением. Они будут собираться в рабочих клубах, которые, вместо того, чтобы поддреживать в пролетариях желание пользоваться так называемыми политическими првами, будут отвлекать их от вмешательства в политику. Клуб заменит церковь.

      3. систематизирующий философский орган, который по установлении всеобщей доктрины, руководил бы ее повседневным приложением.
        Должен быть философский орган, связывающий доктрину с публикой. Он не является главным источником общественного мнения, так как сила последнего выходит из свободного народного признания. НО: философский орган систематически провозглашает единодушные суждения. Итак, пролетариат и философы - 2 солидарных элемента в выработке реального общественного мнения. Без пролетариата установленная доктрина была бы бессильна, без философов - не прочна. Духовный авторитет - должен быть не у разрозненных философов и литераторов, а у философского органа.
    • Необходимые 3 элемента общественного мнения уже есть - доктрина (позитивизм), сила (пролетариат) и философы (а с этим заминка - их пока мало) - необходимо еще их тесное сочетание - союз между философами и пролетариями. Из этого союза общие выгоды:
      1. пролетарии станут помощниками духовной власти;
      2. пролетарии примут участие в жизни общества, которое вознаградит их за неизбежные неудобства в частной жизни.
        *Очень честно. Возникает вопрос: кому при этом строе будет жить хорошо? Возникает ответ: философам и руководителям-дельцам*
      3. такое моральне сотрудничество будет прочной гарантией порядка. Т.е. народное сотрудничество - не политическое, а моральное - это окончательно изменение, которое позитивизм вносит в указанный революцией способ социального вмешательства пролетариев. Бурный спор о правах мы заменяем мирным определением обязанностей.




  4. Разделение властей по Конту:

    • Пролетарии уже понимают, что производимый ими опыт расширения политических прав - непригоден для них, не соответствует их естественным потребностям. Не отрекаясь формально от этих прав (это было бы несовместимо с их социальным достоинством), пролетарии их упразднят. Позитивизм убедит их: если духовная власть должна разветвляться (между философами и пролетариями), то для сохранения порядка необходимо обычное сосредоточение светской власти.
    • Позитивизм - основывает политику на разделении властей на духовную и светскую. Духовная разделена между пролетариатом и философами, а светская власть неделима.




  5. Коммунизм и прочие утопии:
    • Коммунизм - временно полезная утопия. Коммунисты заблуждаются в одном: опыт 1-й части революции хотя не разочаровал их окончательно в политических иллюзиях, но выяснил, что собственность для народа более важна чем власть.
    • Коммунизм - самопроизвольный аффективный прогресс революционного духа, что стремится заниматься преимущественно нравственными проблемами. Их ошибка в том, что пытаются решить этот вопрос политическим путем, через руководство поведением посредством власти. Один только этот термин - "коммунизм" - указывает на преобладание социального чувства.
    • Коммунизм не страшен для позитивизма, наоборот, пусть шире распространяется, а народ будет со временем более компетентен, познакомившись с основной способностью позитивизма решать лучше коммунизма главные социальные проблемы.
    • Стремясь сделать общим достоянием материальные блага, коммунисты не распространяют этой утопии на духовные блага. Позитивизм - распространяет. Позитивизм: интеллектуальный труд, являющийся социальной силой, должен быть упорядочен.
    • Социализм - название одобряется пролетариями, но отбрасывается само решение проблемы в коммунистическом духе. Их ошибка: смешение власти духовной и светской.
    • Главное отличие позитивизма от комунизма: нормальное отделение светской власти от духовной, введение моральных средств вместо политических.
    • Типичные ошибки всех обновляющих школ (кроме позитивизма):
      1. Незнание/отрицание естественных законов, управляющих социальными явлениями.
        Незнание реальных законов общественности проявляется в опасном стремлении коммунизма подавлять каждую индивидуальность: игнорируется естественное преобладание личного инстинкта, опускается из виду основная черта коллективного организма - в нем разделение функций столь же необходимо, как и их участие. Если бы люди стали материально неотделимы - общество бы прекратило свое существование. Индивидуальность необходима для нашей социальной природы.
        2-я основная черта коллективного организма: согласование этого необходимого разделения с единением. Исключительная забота об этом последнем условии привела бы к уничтожению реальной деятельности и истинного человеческого достоинства.
        Это недостаток утопий: приносят истинную свободу в жертву преувеличенному братству.
      2. Обращение к политическим средствам там, где на 1-м месте должны быть нравственные средства.




  6. Позитивная теория собственности:
    • Большинство современных юристов неправильно определяют собственность как абсолютную индивидуальность, право использовать и злоупотреблять. Это антиобщественно. Пользование собственностью никогда не может быть чисто индивидуальным. Налог реально делает все общество участником каждого частного владения. Это подтверждается тем, что в некоторых крайних случаях общество считает себя вправе даже всецело завладеть собственностью.
    • Коммунисты правы по поводу общей природы собственности. Этот основной коммунистический принцип с различных сторон поглощается позитивизмом. Позитивизм расширяет его, применяя ко всем формам человеческого существования, которые, согласно истинному республиканскому духу, все без исключения должны быть отданы на служение обществу.
    • Во всяком нормальном стостоянии человечества каждый гражданин является государственным чиновником, более или менее определенные преимущества которого обуславливают одновременно его права и обязанности.
    • Собственность - на нее распространяется принцип всеобщности. Собственность есть необходимая социальная функция, состоящая в накоплении и управлении капиталами, с помощью которых каждое поколение подготавливает поле деятельности для следующего за ним. Эта оценка облагораживает владение собственностью. Тут различие между позитивизмом и коммунизмом.
    • Солидарность коммунистов ограничивается настоящим временем, отсутствует историческая беспрерывность. Они не понимают важность института наследства как естественного способа передачи одним поколением другому уже выполненных трудов. Институт наследства необходимо расширить на коллективную жизнь.
    • Контролировать употребление богатства более целесообразно, чем оспаривать право богатого. Для публики важно, не в чьих руках власть социальная, а как ею пользуются. Мы будем регулировать назначение собственности общими моральными правилами, а не специальными политическими. Моральное приравнивание частной собственности к общественной обязанности. В силу своего воспитания люди подчинятся этим правилам добровольно. Ответственность сохраниться (Конт считает что коллективная форма собственности породит безответственность).




  7. В промышленном строе руководители - предприниматели необходимы:
    • Ошибка коммунизма - игнорирует естественную организацию современной промышленности, хочет устранить необходимых руководителей. Армия не может существовать без офицеров, как и без солдат. Зародыш организации - деление на предпринимателей и рабочих.
    • Позитивизм: светская власть будет принадлежать капиталистам, а духовная власть воздействовать на нее с помощью общественного мнения.
    • Неизбежный недостаток любой реформы: ограничивается захватом общественной или частной власти, вместо того, чтобы упорядочить ее использование, в чьих бы руках она не находилась.




  8. Философы:
    • Проблема: сейчас отсутствует настоящий философский класс - мало их.
    • Во главе современного общества находится философский авторитет.
    • Философский авторитет - посредник в спорах между рабочими и предпринимателями. Философское примирение не может претендовать на полное упразднение крайних средств. Эти средства: отказ учавствовать в деле, что должно быть всюду предоставлено каждому свободному деятелю на его личную ответственность за последствия. Рабочего нельзя принуждать к работе сильнее, чем предпринимателя к управлению предприятием.
    • Чтобы философы могли сохранить цельное миросозерцание (что единственно составляет их интеллектуальную заслугу) они должны тщательно воздерживаться от участия в активной общественной жизни.
    • Конечно, философам никогда не удастся вполне управлять пролетариями, но они могут изменить их поведение и страсти. Пролетарий не должен стремиться ни к богатству, ни к политической карьере.




  9. Государство обязано дать образование только пролетариям:
    • Воззрения позитивизма и коммунизма совпадают в:
      1. необходимо нормальное образование;
      2. упорядоченный труд.

      Но в позитивизме: систематизация труда должна быть основана на соответствующем образовании. А коммунисты вообще хотят построить социальное здание без моральных и интеллектуальных оснований. Путь позитивизма: мирное, верное, постепенное подкрепление чувств и рассудка - их влияния, подкрепляемое общественным мнением под систематическим руководством истинных философов, поддерживаемых свободным народным согласием.

    • Главная функция новой духовной власти - организация системы всеобщего образования. (В этом была социальная заслуга католицизма). Народное образование - это долг, уплачиваемый республикой пролетариям, этот долг не распространяется на классы, имеющие возможность воспитывать своих детей по своему усмотрению.
    • Дети не могут воспитываться на принципах, расходящихся с убеждениями их родителей, и без помощи родителей. Итак, в современной стране эти школы не могут быть организованы. В настоящее время следует стараться внушить взрослым систематические убеждения, которые затем создадут почву для истинного обновления образования.




  10. Централизация власти:

    Для общественного порядка необходимо преобладание центральной власти над местной. Центральная власть должна получить поддержку пролетариев. Главные представители промышленности - класс, из которого будет комплектоваться центральная власть. Однако сейчас они к этому не готовы, поэтому, на время 1 поколения - до конца духовного междуцарствия - высшая центральная власть должна быть из класса пролетариата. Итак, программа: передача революционным путем центральной власти нескольким выдающимся пролетариям на время духовного междуцарствия.





  11. Зло в политике:
    • эгоистические стремления индивидов;
    • нарушение разделения власти на светскую и духовную.
      "Общественный разум отныне будет считать мятежником каждого ученого, который будет домагаться светской власти, каждого правителя, который начнет поучать";
    • отсутствие наследственности в обществе, новые школы имеют в виду общество без предков.
    • стремление заменить воспитание нравов созданием законов (т.е. стремление заменить средства моральной власти на политические).




  12. Истинный республиканский принцип: направление всех сил общества к общему благу. Мы должны:
    • точно определить, чего требует общая польза;
    • всюду создать соответственные настроения.




  13. Эволюция совершается по трем основным путям: через чувство, рассудок, деятельность.




  14. Девиз позитивизма: порядок и прогресс. Прогресс есть только развитие порядка.




  15. Позитивная философия призывает народ к общественной жизни. Главное достоинство окончательного порядка: для всех будет доступна связь частной жизни с общественной, каждый гражданин будет иметь совещательное социальное влияние.
на главную страницу
Hosted by uCoz